Превыше юридических реформ: культура и человеческий потенциал в деле искоренения насилия против женщин и девочек
Нью-Йорк, 2 июля 2006 г.
По многим показателям, положение женщин и девочек значительно улучшилось за последние 50 лет. Они достигли более высокого уровня грамотности и образования, увеличился уровень доходов, а также женщины стали занимать весомое положение в профессиональной и политической сферах. Кроме того, обширной сети местных, национальных и глобальных женских организаций удалось поставить проблемы женщин на глобальную повестку дня и ускорить процесс создания правовых и институциональных механизмов для решения этих проблем. Несмотря на позитивные сдвиги, непрекращающаяся эпидемия насилия в отношении женщин и девочек — увековеченная социальными нормами, религиозным фанатизмом и эксплуататорскими экономическими и политическими условиями, — продолжает сеять хаос в каждом уголке мира. По мере того, как международное сообщество пытается ввести законы по защите женщин и девочек, необходимые для того, чтобы остановить эпидемию насилия, становится очевидным, что между правовой системой и культурными традициями, воплощенными в наших ценностях, поведении и институтах, существует огромный разрыв.
Тревожный уровень насилия в отношении женщин и девочек происходит на фоне двух параллельных процессов, которые характеризуют нынешнюю глобальную картину мира. Первый процесс — процесс дезинтеграции, показывающий на всех континентах и в каждом аспекте человеческой жизни беспомощность устаревших институтов, изживших себя доктрин и сомнительных традиций, и приводящий к хаосу и упадку общественного порядка. Ухудшение способности религий оказывать нравственное влияние оставило после себя нравственный вакуум, который заполнился экстремистскими голосами и материалистическими представлениями о реальности, которые отрицают ценность человеческой жизни. Экономический порядок, основанный на эксплуатации, усугубляющий проблему чрезмерного богатства и крайней нищеты, толкнул миллионы женщин в ситуацию экономического рабства и отказал им в праве на собственность, наследство, физическую безопасность и равноправное участие в производстве. Этнические конфликты и несостоявшиеся государства увеличили число женщин-иммигрантов и беженцев, ставя их в положение еще большей физической и экономической незащищенности. Высокий уровень насилия в семье и на работе, увеличение числа случаев унизительного обращения с женщинами и детьми, а также распространение сексуального насилия — всё это ускорило процесс упадка.
Параллельно с процессом ухудшения можно наблюдать второй процесс, конструктивный и объединяющий. Опираясь на этические нормы Всеобщей декларации прав человека и рост женской солидарности по всему миру, за последние 15 лет удалось привлечь внимание международной общественности к проблеме насилия над женщинами и девочками. Обширная правовая и нормативная база, разработанная за это время, сфокусировала внимание растерянного международного сообщества на культуре безнаказанности, где к жестокому обращению относятся терпимо и даже потворствуют ему. В 1993 году в Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин, насилие было определено как:
«Любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни».[I]
Это определение оспаривает ошибочное мнение о том, что насилие в отношении женщин и девочек является делом сугубо частного характера. Дом, семья, культура и традиции перестали быть главными арбитрами в вопросах насилия над женщинами и девочками. В результате был назначен Специальный Докладчик по вопросам насилия в отношении женщин, что предоставило еще один механизм для расследования и информирования международного сообщества о многочисленных аспектах этой проблемы.
Несмотря на успехи за последние 15 лет, неспособность разных стран снизить уровень насилия обнажила недостатки подхода, основанного на «реагировании», а также побудила переориентироваться на более широкую цель профилактики насилия. Иначе говоря, в настоящее время задача международной общественности заключается в создании социальных, материальных и структурных условий, в которых женщины и девушки смогут свободно развивать свой потенциал. Процесс создания таких условий будет заключаться не только в попытках изменить правовые, политические и экономические структуры общества, но, что не менее важно, потребуется преобразование самих людей — мужчин и женщин, мальчиков и девочек — чьи ценности, тем или иным образом, поддерживают эксплуататорские модели поведения. С точки зрения бахаи, сущность любой программы социального изменения — понимание того, что человек обладает духовным или нравственным началом. Это формирует их понимание жизненной цели, их обязанностей по отношению к семье, обществу и миру. Наряду с критическими изменениями в правовой, политической и экономической структурах, медленно обретающих форму, развитие нравственных и духовных способностей человека является существенным элементом в пока ещё труднодостижимом стремлении предотвратить злоупотребления в отношении прав женщин и девочек во всем мире.
Идея продвижения конкретных моральных или нравственных ценностей может быть спорной, слишком часто в прошлом такие усилия были связаны с репрессивной религиозной практикой, угнетающей политической идеологией и ограниченным представлением об общем благе. Однако, нравственные способности, когда они сформулированы в соответствии с идеалами Всеобщей декларации прав человека и направлены на поддержание духовного, социального и интеллектуального развития всех лиц, становятся ключевым элементом преобразования, необходимого для формирования общества свободного от насилия. Более того, такие способности должны стать центральным принципом в социальной и духовной жизни нашего времени — а именно взаимозависимость и взаимосвязанность всего человечества как единого целого. В этом случае, цель нравственного развития смещается от индивидуалистического понятия «спасения» к коллективному, чтобы способствовать прогрессу всей человеческой расы. Как эволюционировало наше понимание социальных и физических систем в мире, чтобы мы смогли принять эту парадигму, так же мы должны развивать нравственные способности, необходимые для того, чтобы действовать по моральным принципам в мире, в котором мы живем сегодня.
Как это применимо к системе образования? Несколько школ и институтов высшего образования бахаи определили нравственные способности, которые помогают детям и молодежи развить навыки размышления и рассуждения о морали и взять на себя ответственность за благополучие общества. Основанием для такой программы выступает убеждение, что каждый человек является духовным существом, обладающим безграничным потенциалом для совершения благородных поступков, но, чтобы проявить этот потенциал, его нужно сознательно взращивать посредством учебной программы, ориентированной на эту фундаментальную черту человеческой природы. Среди нравственных способностей, выделенных образовательными учреждениями бахаи, имеются следующие способности: эффективно, без конфронтации, участвовать в коллективном принятии решений (это включает в себя изменение эксплуататорских моделей поведения, основанных на применении силы и ложно укоренившейся идеи о конфликте как основы для взаимодействий между людьми); поступать высоко нравственно, основываясь на этических и моральных принципах; воспитывать в себе чувство собственного достоинства и самоуважения; брать на себя инициативу в творческой и при этом дисциплинированной форме; содействовать воодушевляющей образовательной деятельности; создавать видение желаемого будущего, основанного на общих ценностях и принципах, и вдохновлять других на его осуществление; понимать отношения, в основе которых лежит желание доминировать, и способствовать преобразованию таких отношений в отношения, основанные на принципе взаимности и служения. Таким образом, через систематические усилия нужно стремиться развить человека в целом — объединяя духовное и материальное, теоретическое и практическое, а также соединяя развитие отдельного человека со служением обществу.
Хотя такие знания могут преподаваться в школе, именно в семье дети растут и формируют мнение о себе, мире и цели жизни. В той мере, в которой семья не в состоянии удовлетворить основные потребности детей, в той же степени общество будет обременено последствиями пренебрежения и жестокого обращения и в результате будет страдать от апатии и насилия. В семье ребенок узнает о природе силы и ее проявлении в межличностных отношениях; именно здесь он впервые учится принимать или отклонять авторитарные правила и насилие как средства выражения и разрешения конфликтов. В этой среде широко распространенное насилие со стороны мужчин в отношении женщин и девочек является атакой на основную ячейку общества и государства.
Равенство в семье и в браке требует постоянно растущей способности к интеграции и объединению, а не разъединению и индивидуализации. В быстро изменяющемся мире, где семьи находятся под давлениями меняющихся экологических, экономических и политических сдвигов, способность поддерживать семейные узы и подготавливать детей к жизни в сложном мире приобретает первостепенную важность. В связи с этим, необходимо помочь мужчинам, как отцам, осознать, что их ответственность в семье состоит не только в том, чтобы обеспечивать экономическое благосостояние, а также в том, чтобы подавать пример здоровых отношений между мужчиной и женщиной, самодисциплины и равного уважения к членам семьи, как мужского, так и женского пола. Это дополняет роль матери, кто является первым учителем своих детей, и чье счастье, чувство защищенности и самооценка существенны для ее способности выполнять роль родителя качественно.
То, чему дети учатся в семье, либо находит свое подтверждение, либо вступает в противоречие с обществом и его ценностями. Все взрослые в обществе — учителя, работники здравоохранения, предприниматели, политики, религиозные лидеры, полицейские, журналисты и др. — несут ответственность за защиту детей. Однако во многих случаях защитная ткань общества оказывается безнадежно разорванной: миллионы женщин и девочек продают в рабство и заставляют заниматься проституцией; рабочие-мигранты подвергаются двойному угнетению — как женщины и как мигранты, страдая физически, ментально и экономически от своих работодателей; насилие над пожилыми женщинами, количество которых возросло, и которые часто не имеют возможности для защиты, значительно выросло; детская порнография стремительно распространяется, как вирус, питая аппетиты нерегулируемого глобального рынка; во многих странах даже само посещение школы ставит девочек под угрозу физического и сексуального насилия. Ужесточение условий в нестабильных странах и ослабление законодательной системы являются глубоко моральной дилеммой, заставляющей общество задаться вопросом: что движет индивидуумом, когда он злоупотребляет жизнью и достоинством другого человеческого существа? Какую фундаментальную нравственную способность семья и общество не смогли воспитать?
Во всем мире религии традиционно играли определяющую роль в воспитании ценностей сообществ. Тем не менее сегодня, многие голоса под знаменем религии представляют самое труднопреодолимое препятствие на пути искоренения жестокого и эксплуататорского поведения в отношении женщин и девочек. Используя религиозное обоснование как средство для утверждения своей собственной власти, сторонники экстремистских религиозных интерпретаций стремились «укротить» женщин и девочек, ограничивая их передвижение за пределами дома, ограничивая их возможность получения образования, подвергая их тела вредным традиционным практикам, контролируя их одеяние и даже убивая в наказание за действия, которые, как они утверждали, порочили честь семьи. На самом деле это сама религия отчаянно нуждается в обновлении. Главное в этом обновлении, чтобы религиозные лидеры недвусмысленно провозгласили и стали образцом применения принципа равенства мужчин и женщин — этого морального и практического принципа, в котором так нуждается общество для прогресса в социальной, политической и экономической сферах. Сегодня религиозные обычаи и доктрины, грубо нарушающие международные стандарты в области прав человека, должны подвергаться более глубокому изучению и проверке с учетом того, что во всех религиях присутствует мнения женщин, которые часто не учитывались при определении того, что такое религия и каковы ее требования.
Индивидуум, его семья и окружающее сообщество являются объектом защиты государства; именно на этом уровне требуется просвещенное и ответственное лидерство. Большинство правительств, однако, отказываются от своих международных обязательств по наказанию и предотвращению насилия и эксплуатации женщин и девочек; многим не хватает политической воли; некоторые не в состоянии выделить соответствующие ресурсы для обеспечения выполнения законов; во многих странах нет специализированных организаций, занимающихся проблемой насилия над женщинами и девочками; и работа по профилактике почти во всех случаях ограничена локальными недолговременными мерами.[II] Фактически, немного государств могут заявить даже о минимальном сокращении распространенности этого явления.[III] Многие государства продолжают прятаться за культурными и религиозными оговорками по международным соглашениям, осуждающим это насилие — сохраняя и далее климат юридической и моральной безнаказанности, скрывающей насилие и его невидимых жертв.
За эрой развития правовых рамок теперь должен последовать переход к исполнению законов и профилактике. Фундаментом для таких мер является стратегия, лежащая в основе образования и обучения детей таким образом, чтобы они росли интеллектуально, а также нравственно развитыми, в них воспитывалось чувство достоинства наряду с ответственностью за благосостояние их семьи, общества и мира. С бюджетной точки зрения профилактика требует взвешенного принятия мер с учетом гендера, чтобы гарантировать, что соответствующие ресурсы будут предоставлены для обеспечения доступных социальных услуг и для укрепления законности. Такие усилия должны подкрепляться ясным пониманием того, что такое насилие, а также путем сбора обширных данных для оценки национальных усилий в этой области, и поднятием осознания мужчинами и женщинами серьезности и распространенности насилия в их обществе.
Международное сообщество, несмотря на его важную лидерскую роль в этом вопросе, начиная с принятия Декларации в 1993 г., признания насилия против женщин и девочек как «препятствия к достижению равенства, развития и мира» и работу Специального Докладчика, разделилось во мнениях и действовало вяло, чтобы воплотить слова в дела. В 2003 г. на заседаниях 47-й сессии Комиссии ООН по Положению женщин подчеркивалась неспособность к действию, и которая, впервые в истории Комиссии, оказалась неспособной достигнуть ряда согласованных заключений относительно насилия над женщинами. В данном случае использовались культурные и религиозные аргументы в попытке обойти обязательства стран, закрепленные в Декларации 1993 года. Поэтому на будущих заседаниях Комиссии крайне важно принять решительные формулировки в отношении искоренения насилия в отношении женщин и девочек в качестве согласованных выводов, излагающих не только правовой, но и моральный тон, соответствующий этой глобальной эпидемии.
Чтобы выполнить многочисленные обязательства, международное сообщество должно резко увеличить возможности, авторитет и ресурсы для решения вопросов по правам женщин, гендерному равенству и расширению прав и возможностей женщин. Международное Сообщество Бахаи является участником дискуссий, которые предлагают создание автономного агентства Организации Объединенных Наций со всеобъемлющим мандатом для решения полного спектра прав и проблем женщин. Эта инициатива восходит к Пекинской платформе действий, Каирской программе работы, и Соглашению по устранению всех форм дискриминации женщин и обеспечивает полную интеграцию прав человека во все аспекты работы ООН. Чтобы гарантировать, что женщинам будет предоставлена трибуна на высших уровнях принятия решения в ООН, такое агентство должен возглавлять директор со статусом заместителя Генерального секретаря. Чтобы эффективно выполнять свой мандат, агентству необходимо иметь достаточное национальное присутствие, а также и наличие независимых экспертов в области прав женщин в составе его руководства.
Усилия искоренить эпидемию насилия над женщинами и девочками должны исходить и быть закреплены на каждом уровне общества — от отдельного человека до международного сообщества. Однако они не должны быть ограничены правовыми и институциональными реформами, поскольку таковые обращаются только к явному преступлению и неспособны произвести глубоких изменений, необходимых для создания культуры, где справедливость и равенство преобладают над импульсивностью авторитарной власти и физической силы. В действительности внутренние и внешние измерения человеческой жизни являются взаимосвязанными — нельзя преобразовать одно без другого. Именно это внутреннее, этическое и моральное измерение теперь нуждается в преобразовании и, в конечном счете, обеспечивает самое прочное основание для человеческих ценностей и поведения, которые поднимают положение женщин и девочек и, в свою очередь, способствуют продвижению всего человечества.
[I] Резолюция 48/104 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, статья 2. Документ ООН A/RES/48/104.
[II] Подразделение Организации Объединенных Наций по Улучшению социального положения женщин (2005). Отчет о встрече экспертной группы: Полезные методы устранения насилия над женщинами. 17-20 мая 2005, Вена Австрия. http://www.un.org/womenwatch/daw/egm/vaw-gp-2005/docs/FINALREPORT.goodpractices.pdf
[III] Там же.
Этот документ в формате MS Word
Документ МСБ № 06-0702
Текст заявления МСБ на английском Beyond Legal Reforms: Culture and Capacity in the Eradication of Violence Against Women and Girls
Также смотрите заявления Международного Сообщества Бахаи:
- На пути к искоренению насилия по отношению к женщинам и девочкам
- Мобилизация институциональных, правовых и культурных ресурсов для обеспечения равенства между мужчинами и женщинами
- Здоровье и права женщин. Вопросы всеобъемлющего и устойчивого развития
- Переосмысление ценностей для расширения прав и возможностей девочек