Обдумай же сии достопамятные события в сердце своем, дабы постичь величие сего Откровения и осознать его исключительную славу…
Рекомендуем следующий отрывок из Китаб-и-Иган для самостоятельного вдумчивого изучения:
Бахаулла пишет о Бабе:
Несмотря на молодость Свою и нежные лета, несмотря на то, что Дело Его было противно желанию всех людей земли — высокого и низкого звания, богатых и бедных, возвышенных и униженных, властителей и подданных — Он поднялся и неколебимо провозглашал его. Всем известно сие, и всякий слышал о сем. Он не убоялся никого; Он не страшился того, что воспоследует. Ужели было бы возможно сие, если бы не мощь небесного Откровения, не власть всепобеждающей Воли Божией? Праведностью Бога клянусь! Когда бы кто-нибудь носил столь великое Откровение в сердце своем, одна лишь мысль о подобном возвещении смутила бы его! Если бы даже сердца всех людей воплотились в его сердце, и тогда не отважился бы он на столь дерзкое предприятие. Свершить такое можно лишь с Божиего соизволения, если только русло сердца человека соединено с Источником Божественной благодати, а душа уверена в надежной поддержке Вседержителя. Чему, вопрошаем Мы, припишут они подобное дерзновение? Назовут ли они Его безумцем, как называли былых Пророков? Или станут утверждать, что Он стремился лишь к верховенству и стяжанию земных богатств?
Боже милостивый! В Книге Своей, названной «Кайум-уль-Асма»,— первой, величайшей и могущественнейшей из всех книг — Он предсказал Свой собственный мученический конец. В ней есть такие строки: «О Частица Божия! Я пожертвовал собою всецело ради Тебя; я принял поношения во имя Твое и не чаял ничего иного, кроме мученичества на пути Твоей любви. Достаточно мне Бога в свидетели, Всевышнего, Заступника, Ветхого Днями!»
Так и в скрижали, толкующей букву «Ха», Он молил о мученичестве, говоря: «Казалось мне, я слышу Глас, взывающий из глубин моего существа: “Пожертвуешь ли самым дорогим для Тебя на пути Божием, подобно тому, как Хусейн — да будет мир над ним — отдал жизнь свою ради Меня?” И когда бы не узрел я сие неотвратимое таинство, то, клянусь Тем, Кто держит в руках Своих бытие мое, даже если бы все владыки земли объединились, и тогда не смогли бы они нанести Мне ни малейшего ущерба; что же говорить о сих ничтожных прислужниках, не достойных внимания, кои суть, воистину, из отверженных... Дабы всякий узнал меру Моего терпения, Моего смирения и самопожертвования на пути Божием».
Возможно ли утверждать, что Явитель подобных речений шествует по иной стезе, кроме стези Божией, и стремится к иному, кроме Его благоволения? В самом стихе сем сокрыто дыхание отрешенности; когда бы оно наполнило весь мир, все сущее отреклось бы от жизни и пожертвовало душою своей. Подумай о злодеяниях сего поколения и воззри на их поразительную неблагодарность. Узри, как закрыли они глаза свои на сию славу, как униженно тянутся они к мерзкой падали, из чьей утробы доносятся стоны проглоченных верующих. А какую непотребную клевету изрыгали они против Утренних Зорь Святости! Так поведали Мы тебе о содеянном руками неверных, кои в День Воскресения отвратили лица свои от Божественного Присутствия, коих Бог покарал огнем их собственного безверия и приготовил им в грядущем мире наказание, что поглотит их тела и души. Ибо сказали они: «Бог бессилен, и десница Его милости связана».
Стойкость в Вере — надежное свидетельство и славное доказательство истины. Ибо «Печать Пророков» изрек: «Два стиха состарили Меня». Оба названных стиха говорят о стойкости в Деле Божием. Ибо речет Он: «Стой же прямо, как тебе повелено».
А теперь поразмысли, как Он, Кто есть Садра Божиего Ризвана, поднялся в расцвете юности для провозглашения Дела Божиего. Убедись, какая стойкость была явлена сей Божией Красотой. Весь мир восстал, дабы воспрепятствовать Ему, но потерпел сокрушительное поражение. Чем суровей преследовали сию Садру Блаженства, тем сильнее росло Его рвение и тем ярче разгоралось пламя Его любви. Сие очевидно, и истинность сего никто не оспаривает. В конце концов Он отдал душу Свою и устремил Свой полет в горнюю обитель.
И среди подтверждений истинности Его явления — господство, высшая власть и превосходство, кои Он, Открыватель бытия и Явление Обожаемого, обнаружил пред целым миром один, без сотоварищей. Стоило вечной Красоте открыть Себя в Ширазе в шестидесятом году и разорвать завесу сокрытия, как знаки господства, могущества, владычества и власти, исходящие от сей Сущности Сущностей и сего Моря Морей, явились во всякой земле. Более того, во всяком граде обнаружились признаки, доказательства, знамения и свидетельства сего Божественного Светила. Сколь много было чистых и кротких сердец, верно отражавших свет сего вечного Солнца, и сколь обильны были излияния знания от сего Океана Божественной мудрости, объемлющего все сущее! Во всяком граде священнослужители и сановники чинили им препятствия и притесняли их, препоясав чресла злобы, зависти и тиранства ради их угнетения. Сколь много святых душ, олицетворений справедливости, было предано смерти по обвинению в тиранстве! И сколь много воплощений чистоты, являвших лишь подлинное знание и непорочные деяния, приняло мучительную смерть! Однако всякий из сих святых до последнего мига поминал Божие Имя и воспарял в царство покорности и отречения. Столь велика была Его власть над ними и Его преобразующее влияние, что не лелеяли они иных желаний, кроме воли Его, и посвятили души свои Его поминанию.
Рассуди: кто в сем мире способен явить столь превосходящую силу, столь всепроникающее влияние? Все сии незапятнанные сердца и освященные души с полным смирением откликнулись на Его повелительный зов. Вместо жалоб возносили они хвалы Богу, и во тьме своих мучений являли лишь светлую покорность Его воле. Известно, сколь непримирима была ненависть и сколь сильны злоба и враждебность, что питали народы земли к сим подвижникам. В преследованиях и муках, коим они подвергали сии святые и возвышенные души, видели они путь к спасению, процветанию и вечному довольству. Знавал ли мир со времен Адама такое потрясение, такую яростную смуту? Несмотря на перенесенные ими пытки и многие тяготы, они стали предметом всеобщего поношения и хулы. Будто само терпение явилось на свет лишь благодаря их стойкости, и сама верность родилась лишь благодаря их деяниям.
Обдумай же сии достопамятные события в сердце своем, дабы постичь величие сего Откровения и осознать его исключительную славу…
Бахаулла, Китаб-и-Иган, п. 257-265
Также прочитайте, что Абдул-Баха рассказывает о Бабе в книге "Ответы на некоторые вопросы".