Всемирный Дом Справедливости
Отдел секретариата
25 марта 1987 г.
Всем Национальным Духовным Собраниям
Дорогие друзья-бахаи,
Во исполнение цели шестилетнего плана по обучению друзей во всем мире Закону Хукукулла, исследовательский отдел подготовил простой свод закона. Экземпляр этого свода прилагается, чтобы вы могли поделиться им по своему усмотрению с друзьями, находящимися под вашей юрисдикцией. Он основан главным образом на своде, составленным несколькими друзьями в Австрии, и на своде, написанном под эгидой Национального Духовного Собрания Соединенных Штатов. Ссылки в документе относятся к разделам компиляции о Хукукулла, которая уже была отправлена вам.
Чтобы помочь друзьям лучше понять значение этого Закона Бога, Всемирный Дом Справедливости также попросил исследовательский отдел составить краткую историю развития института, что связан с Законом с первых лет его установления. Она также прилагается, а основывается на статье, написанной на персидском языке Десницей Дела Божьего доктором Али Мухаммадом Варга, за исключением последнего раздела о самом докторе Варга, который был добавлен исследовательским отделом.
Мы надеемся, что Национальные Духовные Собрания станут максимально широко использовать этот материал для просвещения друзей и углубления их понимания этого жизненно важного закона Веры Бахауллы.
Милость, пожалованная Богом
Определение Хукукулла
А. Хукукулла не начисляется
Б. Уплата становится обязательной
В. Дополнительные замечания, касающиеся исчисления Хукукулла
Применимость Закона Хукукулла
Выплаты Хукукулла
Управление Хукукулла
Развитие института Хукукулла
С приветствиями, исполненными любви бахаи,
Отдел секретариата
Свод Закона Хукукулла
Март 1987 г.
Подготовлено исследовательским отделом по поручению Всемирного Дома Справедливости
I. Преамбула
Хукукулла (Право Бога) — великий закон (7) и священный институт (72). Установленный в Наисвятой Книге (Китаб-и-Агдас), он служит одним из ключевых инструментов строительства основания Мирового Порядка Бахауллы и поддержания его структуры. Этот закон имеет широкий спектр действия — от обеспечения благосостояния человека до укрепления полномочий и деятельности Главы Веры. Предоставив центральному институту Дела стабильный и систематически пополняющийся источник дохода, Бахаулла даровал механизм, с помощью которого Всемирный Центр Его Веры сохраняет независимость и решительно осуществляет свою деятельность.
Назвав этот закон «Правом Бога», Бахаулла тем самым еще раз подчеркнул, что в основе отношений между людьми и их Создателем лежит Завет, основанный на взаимных обязательствах и гарантиях, и, назначив получателем этого Права Высший орган Дела, к которому всем надлежит обратиться, Он установил непосредственную живую связь между каждым верующим и Главой Веры, что составило уникальную черту структуры Его Мирового Порядка. Этот закон помогает людям осознать, что практическая деятельность возводится до уровня божественного приятия, он очищает их имущество и, подобно магниту, притягивает небесные благословения. Исчисление и уплата Хукукулла, регулируемые правилами общего характера, остаются на совести самих верующих, которые отвечают за это только перед Богом (8, 104); запрещается требовать Хукукулла или настаивать на его уплате (8, 9, 38, 71, 96, 104) — разрешены только призывы, напоминания или увещевания общего характера под эгидой институтов Веры (38, 70, 99, 104, 107). Тот факт, что соблюдение и введение этого закона, имеющего столь важное значение для обеспечения материального благосостояния зарождающегося государства бахаи, должно быть полностью оставлено на веру и совесть самих верующих, проясняет и проливает свет на принцип, который возлюбленный Учитель называет духовным решением экономических проблем. Подлинно, последствия закона Хукукулла для претворения в жизнь ряда положений Веры, таких, как устранение крайностей богатства и бедности, а также более справедливое распределение ресурсов, будут становиться более очевидными по мере того, как друзья начнут все больше брать на себя ответственность за его выполнение.
Основы закона Хукукулла объявлены в Китаб-и-Агдас. Последующие уточнения его характерных особенностей можно найти в других Писаниях Бахауллы, в Скрижалях Абдул-Баха и в письмах Шоги Эффенди и Всемирного Дома Справедливости, как правило, данных в ответ на вопросы друзей. Все эти наиболее значимые упоминания были собраны исследовательским отделом Всемирного Дома Справедливости и изданы отдельно. Изучение этой подборки четко показывает, что применение закона было последовательным и будет оставаться таковым, по мере того как его последствия и дополнительные положения разъясняются.
Это — предварительная попытка сделать краткую сводку информации из Писаний на тему Хукукулла. Однако следует подчеркнуть, что друзья не должны пытаться находить в ней элемент косности или абсолютного охвата. Вопросы, задаваемые Бахаулле, Учителю и Шоги Эффенди, приходили от друзей, которые проживали в таких местностях и в такие времена, когда экономические системы и взаимоотношения были намного проще, чем существующие сегодня. Благодаря им можно узнать о ясных руководящих принципах, применение которых в изменяющихся и сложных условиях нужно обдумывать. Эта тема, несомненно, будет на повестке дня Всемирного Дома Справедливости в рамках развивающегося законодательства сообразно обстоятельствам в течение долгого времени. По мере того как Четвертая эпоха века Становления разворачивается перед взором все более бдительного человечества, повсеместное принятие друзьями обязанности Хукукулла будет служить отчетливой иллюстрацией нового уровня духовной зрелости, достигаемой общиной Величайшего Имени по всему миру.
II. Милость, пожалованная Богом
Хотя Бог совершенно независим от всего сотворенного, Он, по милости Своей, даровал нам этот закон (7, 10, 63), ибо продвижение и развитие Дела зависят от материальных средств (1). Соблюдение этого закона помогает верующему быть твердым и стойким в Завете (63), дарует ему воздаяние в каждом из миров Бога (7) и служит своеобразным испытанием его веры (62).
Вносить Хукукулла нужно с радостью и без колебаний (2, 8, 83). Когда Хукукулла вносится в этом духе, он обеспечивает друзьям благосостояние и защиту, очищает их земное имущество (20, 31, 42, 46, 48, 100) и позволяет им и их потомству извлечь пользу из плодов своего труда (48).
III. Определение Хукукулла
Всё, чем владеет верующий, за исключением некоторых конкретных видов имущества, единожды и только единожды подлежит обложению Хукукулла.
А. Хукукулла не начисляется:
- На жилище и необходимую обстановку (11).
- На оборудование, необходимое для ведения деловой и сельскохозяйственной деятельности, с помощью которого человек получает средства к существованию (12, 67, 68).
Б. Уплата становится обязательной:
- Хукукулла выплачивается, как только оцениваемое имущество человека достигает или превосходит стоимость в девятнадцать мискалей золота (18, 19, 30). [19 мискалей равняются примерно 2,2 тройским унциям или примерно 69,2 граммам (87, 105, 110). В настоящее время — март 1987 — это соответствует примерно 914 долларам США.]
- Сумма выплаты составляет 19 % от стоимости оцениваемого имущества (10, 14).
- Выплата рассчитывается с полных девятнадцати мискалей золота (15).
- Хукукулла выплачивается на последующие порции в девятнадцать мискалей золота, когда имущество, приобретенное после первичной выплаты, с вычетом годовых расходов, значительно повышает стоимость оцениваемого имущества. Из этой суммы следует вычесть:
- Общие расходы на жизнь (65, 66, 69, 78).
- Потери и затраты, имевшие место при продаже имущества (103).
- Суммы, выплачиваемые государству в виде налогов и пошлин (78).
- Когда какое-либо лицо получает дар или наследство, стоимость этого следует прибавить к стоимости его имущества, что увеличит общую стоимость собственности так же, как излишки годового дохода превышают расходы (111).
- Если стоимость собственности увеличивается, на это не выплачивается Хукукулла до тех пор, пока собственность не будет реализована, т. е. до момента ее продажи.
- Если имущество уменьшается, например, в том случае, когда расходы в течение года превышают полученные доходы, уплата Хукукулла становится обязательной только после того, как потери покрыты и общая стоимость оцениваемого имущества достигает необходимой величины (15-19, 30, 65–68, 78, 108, 111).
- Выплата долгов должна предшествовать уплате Хукукулла (22).
- Уплата Хукукулла зависит от финансового положения человека, позволяющего или не позволяющего ему выполнить свои обязательства (24).
- После смерти верующего окончательная выплата Хукукулла производится следующим образом:
- В первую очередь из стоимости имущества вычитаются затраты на похороны (22).
- Во-вторых, следует выплатить долги умершего (13).
- После этого выплачивается Хукукулла на оставшееся имущество. При определении стоимости имущества, с которого Хукукулла еще не выплачивался, следует вычесть:
-
- расходы на похороны (22),
- долги умершего (13),
- уменьшение стоимости активов при реализации (103) и
- расходы, понесенные в связи с реализацией активов (103).
В. Дополнительные замечания, касающиеся исчисления Хукукулла:
- Определение того, что «необходимо» для верующего и его семьи, остается на усмотрение его самого (104–106, 112).
- Хотя речь идет об уплате Хукукулла раз в год, время и способ уплаты оставлены на усмотрение самого верующего. Таким образом, верующий не обязан в спешке ликвидировать свои активы, чтобы выполнить текущие обязательства в отношении Хукукулла (103).
- Супруги вправе сами решать, будут ли они выполнять свои обязательства в отношении Хукукулла совместно или по отдельности (109, 110).
- Учет выплат Хукукулла должен вестись отдельно от других пожертвований, ибо средства Хукукулла используются по решению Высшего органа Дела, к которому всем надлежит обратиться, в то время как назначение пожертвований в другие фонды может определяться самими дарителями.
- Уплата Хукукулла приоритетна по отношению к пожертвованиям в другие фонды Веры (78, 79, 97, 100), а также по отношению к расходам на паломничество (31). Тем не менее, верующий сам вправе решать, следует ли считать пожертвования в фонд расходом при определении стоимости его собственности при исчислении суммы выплаты Хукукулла (105).
IV. Применимость Закона Хукукулла
Законы Бахауллы могут вводиться только постепенно, ибо для получения желаемых результатов нужны соответствующие условия (84–86). По этой причине Закон Хукукулла до последнего времени распространялся только на выходцев из Ирана и других стран Ближнего Востока. Верующие из прочих стран вместо уплаты Хукукулла рекомендовалось делать пожертвования в свои местные и национальные фонды; но хотя данный закон пока не является для них обязательным, они вольны подносить Хукукулла по своему желанию (82, 93, 102, 103, 109, 110).
V. Выплаты Хукукулла
Как правило, Хукукулла вносится через Доверенного Хукукулла, его заместителей или назначенных ими представителей (35, 58). Эти лица выдают квитанцию об уплате и направляют деньги во Всемирный Центр (56).
VI. Управление Хукукулла
Решения, касающиеся необходимых уложений в отношении Хукукулла (81, 100), а также о распоряжении этими средствами принадлежит исключительно Высшему органу Дела. Средства Хукукулла могут использоваться в благотворительных (62, 65, 75), или в иных целях, полезных для Дела Бога (77, 78).
Развитие института Хукукулла
Март 1987
Подготовлено исследовательским отделом по просьбе Всемирного Дома Справедливости
В одной из своих Скрижалей Бахаулла определяет закон Хукукулла как третий по важности после двух непреложных обязанностей — признания Бога и неколебимой твердости в Его Деле. Вместе с тем процесс введения этого закона и его соблюдение верующими сопряжены с такими понятиями, как доброта, прощение, терпимость и великодушие. Хотя речь в нем идет о материальных вещах сего мира, он причисляется к разряду личных духовных обязанностей, таких, как молитва и пост, — обязанностей, за выполнение которых каждый верующий отвечает непосредственно перед Богом и на которые не распространяются санкции, налагаемые Его институтами в этом мире. В действительности, этот закон ярко отражает приоритеты человеческих обязанностей, как их видит Бахаулла. На первом месте стоят духовные обязанности, и после них — материальные, какими бы важными ни казались последние в рамках повседневной жизни.
Открыв, в ответ на постоянные мольбы верующих, Китаб-и-Акдас, Бахаулла в течение некоторого времени воздерживался от обнародования Своей Книги; некоторые друзья, узнав о законе, все же пытались внести Хукукулла, однако он не был принят. Скрижали Бахауллы свидетельствуют о том, как остро чувствовал Он опасность, таящуюся в материальном богатстве, которое в прошлом часто служило причиной упадка религий. Он предпочел принести в жертву все материальное, но ни йоту не поступиться достоинством и чистотой Своей Веры. В этом — урок для всех институтов бахаи на все времена. Тем не менее фонды, по словам возлюбленного Хранителя, — это «живая кровь Дела». Сам Господь, утверждал Бахаулла, поставил всякое достижение в этом мире в зависимость от материальных средств. По мере того, как друзья проникались более глубоким пониманием, Он позволял принимать от них Хукукулла — при условии, что верующие делали это подношение добровольно, осознанно и с радостью.
Для того, чтобы обеспечить получение Хукукулла, Бахаулла создал одно из великих установлений Веры — институт Доверенных Хукукулла.
Первый, кому выпала честь быть Доверенным Хукукулла, был Джинаб-и Шах Мохаммад из Маншада, родом из провинции Йезд, который впоследствии получил от Благословенной Красоты титул Аминуль-Байан (Доверенный Байана). Хаджи-и Шах Мохаммад принял Веру в первые годы ее существования и удостоился чести предстать в присутствие Бахауллы во время Его пребывания в Багдаде. Огонь любви, вспыхнувший в сердце Аминуль-Байана, подвиг его на служение у Порога Возлюбленного; он оставался верен своему выбору до конца жизни и пожертвовал на пути служения всеми материальными благами. Постоянно подвергаясь опасности, перенося трудности и лишения, этот верный слуга Бахауллы всегда был в пути: он привозил к Священному Порогу взносы Хукукулла, передавал Ему просьбы друзей, а затем возвращался к ним с новостями и Скрижалями от Благословенного Совершенства.
Одной из самых священных задач, возложенных на Аминуль-Байана, было получение останков Баба от их хранителя — преданного и мужественного Джинаб-и Хаджи Ахунда, Десницы Дела Божьего; подвергаясь бесконечным опасностям, он переправил их в надежный тайник в мечети Имамзаде Зайд в Тегеране, где они хранились до того дня, когда, по наказу Абдул-Баха, были перевезены в Святую землю, чтобы обрести там свое последнее пристанище на склоне горы Кармель.
Внимание Джинаб-и Шах Мохаммада привлек один из верующих Йезда, Хаджи Абуль-Хасан Ардакани, человек, наделенный редкими достоинствами. Их связали прочные узы дружбы, и вскоре они стали самыми близкими товарищами. Джинаб-и Шах Мохаммад сделал Хаджи Абуль-Хасана своим помощником и поверенным в делах Хукукулла. Оба были в первой группе паломников, которые, наперекор многочисленным опасностям и трудностям, сумели посетить Бахауллу в Акке. Во время одного из своих путешествий в 1881 году, в разгар Курдского восстания, они подверглись нападению со стороны курдов и были взяты в плен, при этом Джинаб-и Шах Мохаммад получил тяжелое ранение. После кончины Джинаб-и Шах Мохаммада по указанию Бахауллы в должность Доверенного Хукукулла вступил его верный помощник и товарищ — Джинаб-и Хаджи Абуль-Хасан, который впоследствии получил титул Амин (Доверенный) и стал называться Джинаб-и Хаджи Амин.
Джинаб-и Хаджи Амин был яркой звездой на небосклоне Веры. Он преданно и самозабвенно служил ей в течение сорока восьми лет, являя собой пример великодушия, отваги и непоколебимой твердости духа. При жизни Бахауллы его дважды заключали в тюрьму — один раз по приказу шаха Насир-ад-дина, другой — по приказу его сына Камран Мирзы. Во время второго заключения в тюрьме Казвина, которую Бахаулла в первой строфе «Скрижали Мира» назвал Сиджн-и Матин (Грозная тюрьма), его сотоварищем был Хаджи Ахунд, Десница Дела Божьего. В этой тюрьме Джинаб-и Амин перенес страшные мучения; ноги его были закованы в кандалы, а на шее висела тяжелая цепь. Желая поиздеваться над ним, тюремщики подмешивали ему в пищу касторовое масло. Он же, не подавая виду, что знает об этом, с величайшим смирением съедал всё, что ему подавали, не жалуясь и не протестуя. Он был воплощением всепрощающей любви и отрешенности. Не имея ни дома, ни имущества, он сделал своим обиталищем сердца и души верующих-бахаи, которые неизменно оказывали ему гостеприимство, одаривая его теплом и любовью. Друзья с нетерпением ожидали каждого его появления, чтобы вновь насладиться нежной мелодией его голоса, нараспев произносящего строки молитв и Скрижалей, порадоваться добрым вестям, которые он всегда приносил с собой, и услышать слова поддержки. Каждый день он прощался с теми, кто дал ему приют на ночь, и отправлялся в путь, чтобы следующую ночь провести в другом доме, осветив своим присутствием еще одно собрание. Он всегда был в дороге, путешествуя от одного иранского города к другому; для многих бахаи он стал близким другом и советчиком в их личных делах.
Среди многочисленных путешествий Хаджи Амина была поездка в Париж, где он удостоился чести предстать в присутствие Абдул-Баха. Он прожил долгую жизнь — ему посчастливилось быть свидетелем последних одиннадцати лет Пастырства Бахауллы, двадцати девяти лет Пастырства Средоточия Завета и семи лет Хранительства Шоги Эффенди. В конце жизни болезнь приковала его к постели, и последние годы он провел в доме своего друга и помощника Хаджи Гулам Реза, который по воле Абдул-Баха был назначен преемником Хаджи Амина на посту Доверенного Хукукулла. В 1928 году Хаджи Амин был посмертно возведен возлюбленным Хранителем в ранг Десницы Дела Божьего.
Третий Доверенный Хукукулла, Джинаб-и Гулам Реза, был назван Амин-и Амином (Доверенным Доверенного). Человек выдающихся способностей, он родился в богатой купеческой семье в Тегеране и был воспитан в традициях своего класса. Жизнь сулила ему покой и комфорт. Однако еще в юношеском возрасте он увлекся духовными поисками, и это побудило его заняться изучением различных религий; не оставляя коммерции, он продолжал свои изыскания в этой области, стремясь общаться с последователями разных вероучений. Разочаровавшись в большинстве из них, он решил ближе познакомиться с Учением Бахаи, о котором узнал от своего секретаря. Его интерес вскоре перерос в серьезное увлечение; он взялся за изучение священных Скрижалей и Писаний бахаи, и сердце его озарилось светом Веры. Приняв Дело, Джинаб-и Хаджи Гулам Реза стал активно участвовать в деятельности бахаи, а в возрасте 32 лет оставил коммерцию, чтобы полностью посвятить себя служению Вере. Испытывая особую привязанность к Джинаб-и Амину, он стал его постоянным помощником. И вот настал день, когда он получил Скрижаль от Абдул-Баха, в которой тот назначал его преемником Джинаб-и Амина на посту Доверенного Хукукулла. Гулам Реза всегда безукоризненно выполнял возложенные на него обязанности и при этом заботливо опекал Джинаб-и Амина до самой его смерти.
Джинаб-и Гулам Реза был Доверенным Хукукулла в течение одиннадцати лет. Его дом стал местом встреч друзей и центром управления делами Веры. Именно в годы его служения на посту Доверенного по Хукукулла были предприняты первые шаги по регистрации собственности и земельных владений бахаи в Иране, ради сохранения которых он трудился не жалея сил. В 1938 году Джинаб-и Гулам Реза скончался от болезни.
Четвертым Доверенным Хукукулла, назначенным на этот пост возлюбленным Хранителем, был Джинаб-и Валиулла Варга, третий сын мученика Варга. Он родился в Тебризе и после мученической кончины его отца и брата воспитывался в семье своей бабушки, ревностной и фанатичной мусульманки, отличавшейся властным характером. Она делала все возможное, чтобы посеять в юном сердце семена враждебного отношения к Вере. Когда Джинабу-и Варга исполнилось шестнадцать лет, его дяде, прозванному Ахуш-Шахид (Брат Мученика), удалось вызволить его из удушающей атмосферы бабушкиного дома, где правили фанатизм и предрассудки, и поселить у себя в городе Миандоаб. Дядя познакомил племянника с Учением Бахаи, и перед Джинабом-и Варга открылся совершенно новый мир. Он возгорелся такой любовью к Вере, что, не раздумывая, решил вместе с одним из своих близких друзей тут же отправиться на паломничество в Святую землю. Однако Местное Духовное Собрание не одобрило этого решения и послало его учиться в Тегеран, где он должен был воссоединиться со своим старшим братом Джинабом-и Азизулла Варга.
Когда он закончил учебу в Тегеране, исполнилось его сокровенное желание — он совершил паломничество; позднее он стал студентом Американского университета в Бейруте, а во время летних каникул углублял свои знания о Вере под руководством Абдул-Баха. В эти же годы он, по настоянию Учителя, предпринял поездку в Иран; позже, в качестве переводчика, он сопровождал Абдул-Баха во время Его исторического путешествия в Европу и Америку. По завершении путешествия он вернулся в Иран, где внес неоценимый вклад в дело развития Веры, служа сначала в Местном Духовном Собрании Тегерана и различных административных структурах бахаи, а впоследствии — в Национальном Духовном Собрании. Затем последовали семнадцать лет преданного и самоотверженного служения на посту Доверенного Хукукулла, в течение которых Закон Хукукулла распространился по всему Ирану и всё больше верующих стало выполнять эту обязанность, причем многие вносили крупные денежные суммы и передавали значительную часть своей собственности. Решив полностью отдаться этому святому делу, Джинаб-и Варга оставил свою профессиональную деятельность. В 1951 году Джинаб-и Валиулла Варга был включен в состав первой группы выдающихся представителей Веры, возведенных Шоги Эффенди в ранг Десниц Дела Божьего. Это назначение открыло перед ним новые возможности. Он часто выступал перед друзьями, окрыляя их сердца новостями об очередных победах, достигнутых в распространении Учения, особенно в период Десятилетнего Крестового Похода, начатого в Ризван 1953 года.
Кульминацией его незабываемого служения стала встреча с возлюбленным Хранителем, что всегда было его заветной мечтой. После паломничества он возвратился в Иран. Спустя некоторое время обострилась его старая болезнь, и Джинаб-и Варга был вынужден поехать в Тюбинген, в Германию, для лечения и операции. К сожалению, лечение не было успешным, и в ноябре 1955 года его благородная жизнь оборвалась.
В телеграмме Шоги Эффенди по случаю кончины Валиуллы Варга были следующие слова: «Его мантия Доверенного Хукук теперь ложится на плечи его сына, Али Мохаммада… назначаемого Доверенным Хукук и возводимого в ранг Десницы Дела».
Прошло всего два года после этого важнейшего назначения, и Джинаб-и Али Мохаммад Варга и его товарищи — Десницы Дела Божьего — встали перед лицом печальных и тревожащих душу событий, связанных с кончиной возлюбленного Хранителя. Но они не дрогнули, и благодаря их усилиям мир бахаи пришел к успешному завершению Десятилетнего Крестового Похода, увенчавшегося избранием в 1963 году Всемирного Дома Справедливости.
В последующие двадцать три года на общину Ирана обрушился шквал преследований, и ей пришлось преодолевать величайшие трудности, связанные с защитой и распродажей собственности, пожертвованной верующими в качестве уплаты Хукукулла. Немало и других задач исторического значения встало перед Джинаб-и Варга, когда он был назван Десницей Дела Божьего.
Успешное претворение в жизнь планов по распространению Веры привело к тому, что многие иранские верующие отправились в качестве пионеров в разные уголки земного шара, и это потребовало от Доверенного Хукукулла назначить своих заместителей и представителей во многих запредельных Ирану странах. Институт Хукукулла представлен теперь на всех континентах земли. Сегодня закон Хукукулла соблюдают не только выходцы из стран Ближнего Востока, но и верующие других стран, и с каждым днем все больше друзей выражают желание платить Хукук.
Таким образом, в развитии этого института наступил новый этап — этап, который навсегда будет связан с началом Четвертой Эпохи Созидательного Века Веры и выходом общины бахаи из безызвестности на мировую арену.
Этот документ в формате MS Word
Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library