Всемирный Дом Справедливости
Отдел секретариата
26 ноября 2000 г.
Всем Национальным Духовным Собраниям
Дорогие друзья-бахаи,
25 марта 1987 года вам был отправлен документ под названием «Свод Закона Хукукулла», подготовленный исследовательским отделом Всемирного Центра Бахаи; в этом документе имеются перекрестные ссылки на компиляцию «Хукукулла, Право Бога». По просьбе Всемирного Дома Справедливости свод был недавно пересмотрен, чтобы включить пункты, упомянутые в некоторых цитатах, приведенных в дополнении к компиляции, выпущенному 12 октября 1992 года.
Здесь мы прилагаем экземпляр новой редакции свода для распространения среди друзей, чтобы поспособствовать им в углублении их понимания закона Хукукулла.
Милость, пожалованная Богом
Определение Хукукулла
А. Хукукулла не начисляется
Б. Уплата становится обязательной
В. Дополнительные замечания, касающиеся исчисления Хукукулла
Г. Дополнительные замечания, основанные на первом дополнении к компиляции
Применимость Закона Хукукулла
Выплаты Хукукулла
Управление Хукукулла
С приветствиями, исполненными любви бахаи,
Отдел секретариата
Свод Закона Хукукулла
Подготовлено исследовательским отделом Всемирного Центра Бахаи в 1987 г. и пересмотрено в 1999 г. по поручению Всемирного Дома Справедливости
Преамбула
Хукукулла (Право Бога) — великий закон (7) и священный институт (72). Установленный в Наисвятой Книге (Китаб-и-Агдас), он служит одним из ключевых инструментов строительства основания Мирового Порядка Бахауллы и поддержания его структуры. Этот закон имеет широкий спектр действия — от обеспечения благосостояния человека до укрепления полномочий и деятельности Главы Веры. Предоставив центральному институту Дела стабильный и систематически пополняющийся источник дохода, Бахаулла даровал механизм, с помощью которого Всемирный Центр Его Веры сохраняет независимость и решительно осуществляет свою деятельность.
Назвав этот закон «Правом Бога», Бахаулла тем самым еще раз подчеркнул, что в основе отношений между людьми и их Создателем лежит Завет, основанный на взаимных обязательствах и гарантиях, и, назначив получателем этого Права Высший орган Дела, к которому всем надлежит обратиться, Он установил непосредственную живую связь между каждым верующим и Главой Веры, что составило уникальную черту структуры Его Мирового Порядка. Этот закон помогает людям осознать, что практическая деятельность возводится до уровня божественного приятия, он очищает их имущество и, подобно магниту, притягивает небесные благословения. Исчисление и уплата Хукукулла, регулируемые правилами общего характера, остаются на совести самих верующих, которые отвечают за это только перед Богом (8, 104); запрещается требовать Хукукулла или настаивать на его уплате (8, 9, 38, 71, 96, 104) — разрешены только призывы, напоминания или увещевания общего характера под эгидой институтов Веры (38, 70, 99, 104, 107). Тот факт, что соблюдение и введение этого закона, имеющего столь важное значение для обеспечения материального благосостояния зарождающегося государства бахаи, должно быть полностью оставлено на веру и совесть самих верующих, проясняет и проливает свет на принцип, который возлюбленный Учитель называет духовным решением экономических проблем. Подлинно, последствия закона Хукукулла для претворения в жизнь ряда положений Веры, таких, как устранение крайностей богатства и бедности, а также более справедливое распределение ресурсов, будут становиться более очевидными по мере того, как друзья начнут все больше брать на себя ответственность за его выполнение.
Основы закона Хукукулла объявлены в Китаб-и-Агдас. Последующие уточнения его характерных особенностей можно найти в других Писаниях Бахауллы, в Скрижалях Абдул-Баха и в письмах Шоги Эффенди и Всемирного Дома Справедливости, как правило, данных в ответ на вопросы друзей. Все эти наиболее значимые упоминания были собраны исследовательским отделом Всемирного Дома Справедливости и изданы отдельно. Изучение этой подборки четко показывает, что применение закона было последовательным и будет оставаться таковым, по мере того как его последствия и дополнительные положения разъясняются.
Это — предварительная попытка сделать краткую сводку информации из Писаний на тему Хукукулла. Однако следует подчеркнуть, что друзья не должны пытаться находить в ней элемент косности или абсолютного охвата. Вопросы, задаваемые Бахаулле, Учителю и Шоги Эффенди, приходили от друзей, которые проживали в таких местностях и в такие времена, когда экономические системы и взаимоотношения были намного проще, чем существующие сегодня. Благодаря им можно узнать о ясных руководящих принципах, применение которых в изменяющихся и сложных условиях нужно обдумывать. Эта тема, несомненно, будет на повестке дня Всемирного Дома Справедливости в рамках развивающегося законодательства сообразно обстоятельствам в течение долгого времени. По мере того как Четвертая эпоха века Становления разворачивается перед взором все более бдительного человечества, повсеместное принятие друзьями обязанности Хукукулла будет служить отчетливой иллюстрацией нового уровня духовной зрелости, достигаемой общиной Величайшего Имени по всему миру.
Милость, пожалованная Богом
Хотя Бог совершенно независим от всего сотворенного, Он, по милости Своей, даровал нам этот закон (7, 10, 63), ибо продвижение и развитие Дела зависят от материальных средств (1). Соблюдение этого закона помогает верующему быть твердым и стойким в Завете (63), дарует ему воздаяние в каждом из миров Бога (7) и служит своеобразным испытанием его веры (62).
Вносить Хукукулла нужно с радостью и без колебаний (2, 8, 83). Когда Хукукулла вносится в этом духе, он обеспечивает друзьям благосостояние и защиту, очищает их земное имущество (20, 31, 42, 46, 48, 100) и позволяет им и их потомству извлечь пользу из плодов своего труда (48).
Определение Хукукулла
Всё, чем владеет верующий, за исключением некоторых конкретных видов имущества, единожды и только единожды подлежит обложению Хукукулла.
А. Хукукулла не начисляется:
- На жилище и необходимую обстановку (11).
- На оборудование, необходимое для ведения деловой и сельскохозяйственной деятельности, с помощью которого человек получает средства к существованию (12, 67, 68).
Б. Уплата становится обязательной:
- Хукукулла выплачивается, как только оцениваемое имущество человека достигает или превосходит стоимость в девятнадцать мискалей золота (18, 19, 30). [19 мискалей равняются примерно 2,2 тройским унциям или примерно 69,2 граммам (87, 105, 110).]
- Сумма выплаты составляет 19 % от стоимости оцениваемого имущества (10, 14).
- Выплата рассчитывается с полных девятнадцати мискалей золота (15).
- Хукукулла выплачивается на последующие порции в девятнадцать мискалей золота, когда имущество, приобретенное после первичной выплаты, с вычетом годовых расходов, значительно повышает стоимость оцениваемого имущества. Из этой суммы следует вычесть:
- Общие расходы на жизнь (65, 66, 69, 78).
- Потери и затраты, имевшие место при продаже имущества (103).
- Суммы, выплачиваемые государству в виде налогов и пошлин (78).
- Когда какое-либо лицо получает дар или наследство, стоимость этого следует прибавить к стоимости его или ее имущества, что увеличит общую стоимость собственности так же, как излишки годового дохода превышают расходы (111).
- Если стоимость собственности увеличивается, на это не выплачивается Хукукулла до тех пор, пока собственность не будет реализована, т. е. до момента ее продажи.
- Если имущество уменьшается, например, в том случае, когда расходы в течение года превышают полученные доходы, уплата Хукукулла становится обязательной только после того, как потери покрыты и общая стоимость оцениваемого имущества достигает необходимой величины (15-19, 30, 65–68, 78, 108, 111).
- Выплата долгов должна предшествовать уплате Хукукулла (22).
- Уплата Хукукулла зависит от финансового положения человека, позволяющего или не позволяющего ему выполнить свои обязательства (24).
- После смерти верующего окончательная выплата Хукукулла производится следующим образом:
- В первую очередь из стоимости имущества вычитаются затраты на похороны (22).
- Во-вторых, следует выплатить долги умершего (13).
- После этого выплачивается Хукукулла на оставшееся имущество. При определении стоимости имущества, с которого Хукукулла еще не выплачивался, следует вычесть: расходы на похороны (22), долги умершего (13), уменьшение стоимости активов при реализации (103) и расходы, понесенные в связи с реализацией активов (103).
В. Дополнительные замечания, касающиеся исчисления Хукукулла:
- Каждому предоставлено право самостоятельно решать, какие расходы следует считать «необходимыми» и, следовательно, вычитаемыми при расчете годового прироста сбережений, а какие предметы домашнего обихода считать «необходимыми» и, следовательно, освобождаемыми от уплаты Хукукулла (57, 65–67, 69, 78, 80, 104–106, 112).
- Хотя речь идет об уплате Хукукулла раз в год, время и способ уплаты оставлены на усмотрение самого верующего. Таким образом, верующий не обязан в спешке ликвидировать свои активы, чтобы выполнить текущие обязательства в отношении Хукукулла (103).
- Супруги вправе сами решать, будут ли они выполнять свои обязательства в отношении Хукукулла совместно или по отдельности (109, 110).
- Учет выплат Хукукулла должен вестись отдельно от других пожертвований, ибо средства Хукукулла используются по решению Высшего органа Дела, к которому всем надлежит обратиться, в то время как назначение пожертвований в другие фонды может определяться самими дарителями.
- Уплата Хукукулла приоритетна по отношению к пожертвованиям в другие фонды Веры (78, 79, 97, 100), а также по отношению к расходам на паломничество (31). Тем не менее, верующий вправе решать самостоятельно, следует ли считать пожертвования в фонд расходом при определении стоимости его или ее собственности при исчислении суммы выплаты Хукукулла (105).
Г. Дополнительные замечания, основанные на первом дополнении к компиляции:
- Верующий сам вправе решать, следует ли считать пожертвования в фонды Веры расходом или делать пожертвования из тех денег, на которые уплачен Хукукулла. Он или она могут по своему усмотрению относиться к некоторым пожертвованиям одним образом, а к другим — иным (Доп. 8).
- Один верующий не может выполнить обязательство другого по выплате Хукукулла, и при этом Хукукулла не может быть предназначен для какой-либо иной цели или сделан в честь кого-либо (Доп. 10).
- Закон Хукукулла налагает обязательство только на отдельных верующих, а не на институты бахаи или коммерческие организации (Доп. 11).
- Хотя закон предусматривает определенную свободу в сроках выплаты Хукукулла, он должен выплачиваться верующим предпочтительно в течение его или ее жизни всякий раз, когда наступает срок; в этом случае единственным платежом Хукукулла, который должен быть предусмотрен завещанием, будет такое дополнительное обязательство, которое может быть обнаружено, когда финансовые дела верующего определяются на дату смерти (Доп. 12).
- Каждый верующий должен научиться не только исчислять Хукукулла в течение своей жизни, но знать, как обеспечить выплату остатка, причитающегося на дату смерти (Доп. 12).
Применимость Закона Хукукулла
В течение долгих десятилетий священный закон Хукукулла распространялся только на верующих Ближнего Востока. Его повсеместное применение было установлено Домом Справедливости с Ризвана 1992 года в начале Святого года, отмечающего столетнюю годовщину Вознесения Бахауллы.
Выплаты Хукукулла
Как правило, Хукукулла вносится через Доверенного Хукукулла, его заместителей или назначенных ими представителей (35, 58). Эти лица выдают квитанцию об уплате и направляют деньги во Всемирный Центр Бахаи (56).
Управление Хукукулла
Решения, касающиеся необходимых уложений в отношении Хукукулла (81, 100), а также о распоряжении этими средствами принадлежит исключительно Высшему органу Дела. Средства Хукукулла могут использоваться в благотворительных (62, 65, 75), или в иных целях, полезных для Дела Бога (77, 78).
Этот документ в формате MS Word
Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library
Также смотрите упомянутое в тексте письмо от 25 марта 1987 года, разосланное отделом секретариата Всемирного Дома Справедливости во все Национальные Духовные Собрания.