ВСЕМИРНЫЙ ДОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТДЕЛ СЕКРЕТАРИАТА
24 июля 2013 г.
Национальному Духовному Собранию бахаи Канады
Дорогие друзья-бахаи!
Недавно Всемирный Дом Справедливости завершил серию совещаний по вопросам интеллектуальной жизни общины бахаи и ее более активного участия в жизни общества. Он попросил нас передать следующий ответ на ваш запрос от 3 марта 2010 г. относительно Ассоциации исследователей бахаи.
С момента своего основания в Северной Америке в 1975 г. Ассоциация исследователей бахаи внесла ценный вклад в развитие общины бахаи, и постепенно в разных частях мира возникла сеть родственных структур, занимающихся развитием научной деятельности. Хотя подход различался в зависимости от ресурсов и обстоятельств в конкретных странах, Ассоциации решали ряд схожих вопросов. Среди них были следующие: взращивание понимания важности личного изучения Откровения, соотнесение учения с современной мыслью, защита Дела, поощрение молодых верующих в их академических занятиях, привлечение интереса и участия, насколько это возможно, ученых, не являющихся бахаи, а также предоставление пространства для сотрудничества ученых-бахаи друг с другом, что помогает повысить потенциал тех, кто занимается исследованиями в рамках широкого спектра дисциплин и особенно в конкретных областях, связанных непосредственно с изучением Веры, таких как история, религиоведение и переводческая деятельность.
В 1996 году мир бахаи начал прилагать огромные усилия к тому, чтобы лучше понять и систематизировать свою работу по расширению и консолидации, росту и построению общины. Было получено много новых знаний, которые оказали глубокое влияние на модель деятельности, в которой участвует община. Ассоциация исследователей бахаи, тем временем, продолжала заниматься определенными областями, которые дополняют деятельность, разворачивающуюся в рамках недавней серии Планов. «Уклад общинной жизни бахаи, без сомнения, состоит из многочисленных элементов, которые формировались десятилетиями и которые нужно совершенствовать и развивать дальше», — говорится в послании Дома Справедливости от 27 декабря 2005 года. Таким образом, сейчас самое время задуматься о многолетнем опыте Ассоциации, о согласованности ее начинаний с основными направлениями деятельности, в которых заняты бахаи, и о возможностях наиболее продуктивных направлений работы в будущем.
Дом Справедливости отметил, что бахаи будут всё больше вовлекаться в общественные дискуссии в тех кластерах, где процесс роста становится более интенсивным, а также на национальном уровне, по темам, выбранным Национальным Собранием. В то же время он подчеркнул, что существует «великое множество бахаи, которые на личном уровне участвуют в социальных действиях и публичных выступлениях по роду своих занятий». У каждого верующего есть возможность изучать силы, действующие в обществе, и внедрять соответствующие аспекты учения в общественные дискуссии, распространенные в любом социальном пространстве, в которое он или она вовлечены. Возможно, усилия Ассоциации исследователей бахаи можно рассматривать именно как средство развития способностей друзей изучать такие возможности в связи с их научными интересами. Ассоциация, благодаря создаваемым ею особым возможностям, может способствовать просвещению широкого круга верующих в рамках обширного спектра дисциплин.
Центральное место в усилиях по продвижению работы по расширению и консолидации, социальной деятельности и вовлечению в общественные дискурсы занимает понятие развивающейся концептуальной схемы, матрицы, которая организует мышление и придает форму деятельности, и которая становится более проработанной по мере накопления опыта. Было бы полезно, если бы элементы этой схемы, наиболее значимые для работы Ассоциаций исследователей бахаи, могли быть осознанно и постепенно прояснены. В этом отношении может оказаться полезным рассмотреть те идеи, которые способствовали прогрессу общины: взаимосвязь между изучением и действием, необходимость в сфокусированности, которую не следует путать с единообразием, задача развития потенциала отдельных людей и сопровождения других в служении, динамика органичного развития, институциональные схемы, необходимые для поддержания всё более сложных моделей деятельности, согласованность, необходимая среди всех сфер деятельности, и здоровые отношения между людьми, общинами и институтами. Возможно, наиболее важным из них является учеба в действии; друзья участвуют в непрерывном процессе действий, размышлений, исследований и совещаний, чтобы устранять препятствия и делиться успехами, пересматривать и корректировать стратегии и методы, систематизировать и улучшать усилия с течением времени.
Одним из важнейших аспектов концептуальной схемы, который потребует пристального внимания в ближайшие годы, является получение и применение знаний — тема, которую участники конференции Ассоциации исследователей бахаи будут изучать в августе. В основе большинства дисциплин человеческого знания лежит определенный консенсус в отношении методологии — понимания методов и того, как правильно их использовать для систематического исследования реальности с целью получения надежных результатов и обоснованных выводов. Бахаи, занимающиеся различными дисциплинами — экономикой, образованием, историей, социальными науками, философией и многими другими, очевидно, хорошо знакомы с методами, применяемыми в их областях, и полностью владеют ими. Именно на них лежит обязанность искренне стремиться размышлять над тем, какие следствия для их работы могут проистекать из истин, содержащихся в Откровении. Добросовестное соблюдение принципа гармонии науки и религии гарантирует, что религиозная вера не уступит суеверию, а научные открытия не будут присвоены материализмом. Друзья, стремящиеся преуспеть в научной деятельности, конечно же, будут стараться соответствовать высоким требованиям, установленным Бахауллой и Абдул-Баха. Каковы бы ни были масштабы их достижений, они являются неотъемлемой частью общины; они не освобождены от обязательств, возлагаемых на любого верующего, и в то же время заслуживают понимания, терпения, поддержки и уважения со стороны общины.
По мере того, как возникает единство мышления вокруг основных концепций, Ассоциация может счесть полезным исследовать новые подходы с помощью некоторых простых шагов, которые могут усложняться. Постепенно те аспекты концептуальной схемы, которые относятся к интеллектуальному исследованию в различных областях, станут яснее и насыщеннее. Например, можно провести ряд небольших семинаров, чтобы помочь представителям определенных профессий или академических дисциплин изучить некоторые аспекты дискурса в своей области. Можно выбрать конкретные темы, и группа опытных участников могла бы обмениваться статьями, готовить доклады и совещаться по поводу современных перспектив и связанных с ними концепций бахаи. Группы, представляющие особый круг интересов, например, в области философии или религиоведения, могли бы проводить встречи для продвижения своих усилий. Для повышения эффективности участия этих групп людей в тех или иных аспектах дискурса в выбранных ими областях можно было бы организовать периодическую переписку или последующие встречи. Можно также сосредоточить внимание на той относящейся к Вере тематике научной литературы, которая игнорируется или рассматривается недостоверным или проблематичным образом. Кроме того, можно переосмыслить уже существующие мероприятия, такие как проведение больших конференций. Конечно, необходимо продолжать работу по подготовке и распространению статей, периодических изданий и книг.
Еще один вопрос будет центральным в этих размышлениях. Институт по подготовке ресурсов играет ключевую роль в развитии потенциала опытных и новых верующих для активного участия в работе по расширению и консолидации. Помимо этого, институт обеспечивает структуру образовательного процесса, состоящего из трех отдельных этапов, который будет всё больше и больше служить группам людей, начиная с шестилетнего возраста и заканчивая взрослой жизнью. Институт предоставляет опыт участникам, а не просто преподносит информацию, но благодаря изучению курсов и участию в деятельности по построению общины, где полученные уроки находят практическое выражение, они приобретают знания, навыки и духовные озарения, позволяющие им эффективно содействовать личным и социальным изменениям. И всё же, какими бы ни были масштабы образовательной программы и насколько бы важными они ни были для прогресса общины, участие в процессе подготовки — лишь часть целой жизни, в которую будут вовлечены эти друзья и которая будет включать в себя изучение Откровения, а также различных областей знания. Предстоящие молодежные конференции, в которых примут участие десятки тысяч молодых людей, являются свидетельством растущего числа тех, кто, сформировавшись в учебном процессе на заре своей зрелости, твердо встанет на путь учебы и действия, как в рамках своих академических исследований, так и за их пределами. Дом Справедливости надеется, что подрастающие поколения бахаи будут искренне решать широкий спектр интеллектуальных задач, преодолевать все подводные камни и препятствия и служить на благо мира. Таким образом, в ближайшие десятилетия множество верующих будут вовлечены в различные социальные пространства и сферы человеческой деятельности. На этой арене, полной возможностей, Ассоциация исследователей бахаи может внести свой важный вклад.
С сердечными приветствиями бахаи,
отдел секретариата
Оригинал послания Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library