Буква Живого
Мулла Али Бастами был одним из последователей Шейха Ахмада и Сейида Казима, предвещавших в начале 19 века скорое наступление новой эры и приход Обещанного Всех Времён. Сейид Казим завещал своим ученикам искать Обещанного и рассказывать о Нём людям. Мулла Али последовал завету учителя и отправился в Иран на поиски.
Он приехал в Шираз в сопровождении 12 друзей и учеников Сейида Казима. Это случилось на рассвете 23 мая 1844 года, дня, следующего после провозглашения Бабом Своей Миссии мулле Хусейну. Через несколько дней, проведённых в размышлениях и молитвах, мулле Али в ночном видении ясно открылся Образ Обещанного, и он без дополнительных расспросов и доказательств принял Баба. Так мулла Али стал четвертым человеком (после муллы Хусейна, его брата и племянника), постигшим истину.
Баб сообщил мулле Али, что его миссия — в распространении Послания Бога не в Персии, а на протяжении всего пути к Кербеле и Наджафу в Ираке. «Вера твоя – сказал Он, – должна быть неколебимой, как скала, дабы выдержала она все бедствия и любые испытания. Не сокрушайся, когда невежды станут осуждать тебя, а духовенство — клеветать на тебя; пусть ничто не отвратит тебя от твоей цели. Ибо ты призван на небесный пир, уготованный тебе в бессмертном Царствии. Ты первым покинешь Дом Божий и первым пострадаешь ради Него. Помни, что если тебя убьют, велика будет твоя награда и щедрыми те дары, коими ты будешь осыпан» [1].
Сразу после этой встречи мулла Али отправился в Ирак, чтобы выполнить свою великую миссию.
После своего отъезда из Шираза мулла Али испытывал непередаваемые лишения и трудности. В Ираке он приехал в Наджаф - один из священных городов для мусульман-шиитов (шиизм – одна из двух основных ветвей ислама). Здесь он посетил одного из главных представителей шиитского духовенства, широко известного шейха Мухаммад Хасана, чтобы рассказать ему о Послании Баба. Шоги Эффенди, Хранитель Веры Бахаи, так описывает это: «И вот уже неутомимый и отважный мулла Али Бастами ... в присутствии одного из главных представителей шиитского духовенства, далеко прославившегося шейха Мухаммад Хасана, смело заявляет, что из-под пера новообретенного Учителя за двое суток вышло столько же стихов, сколько содержится в Коране, на создание которого у его Автора ушло двадцать три года...» [2].
Мулла Али продолжал передавать весть о новом Откровении всем основным религиозным лидерам и школам, бывшим ученикам Сейида Казима в Ираке, властям, общественности и всем, кого он считал способным выслушать Послание Баба. Это вызвало большую озабоченность духовенства в Карбиле, Наджафе и других частях Ирака. В конце концов, лидеры шиитов и суннитов выступили против действий муллы Али, и губернатор Ирака заключил его в багдадскую тюрьму. Но, несмотря на опасность, с которой столкнулся, мулла Али продолжал свою миссию. Благодаря его героическим усилиям многие люди в Ираке приняли Учение Баба, и некоторые из них стали очень известными учителями баби и бахаи.
Во время тюремного заключения муллы Али в Багдаде в январе 1846 года состоялось судебное расследование, в ходе которого сунниты требовали смертной казни, а шииты – ссылки или тюрьмы. В результате мулла Али был переправлен в Стамбул, где был приговорен к работе в доках. Он умер в заключении в конце 1846 года, став первым мучеником баби.
Автор Араш Кешаварз Рахбар, 2000
Ссылки:
[1] – Набиль-и Азам. Вестники Рассвета. Повествование о ранних днях Откровения Бахаи: в 2 т.— Том I. — М.: Единение, 2005. — C. 95
[2] – God Passes By
Перевод и редактирование: Анна Цуркан, Анна Нарзикулова
Использованы материалы Библиотеки исследователей Веры Бахаи www.bahai-library.com