6 июня 2014
Ваше Превосходительство!
В ответ на Ваше любезное приглашение мы с удовольствием пользуемся случаем прокомментировать открытие чемпионата мира по футболу 2014 г.
Мы выражаем наши искренние поздравления народу Бразилии, который принимает сейчас на своей земле представителей стольких стран в преддверии этого праздника спортивного мастерства. Немногие события в мире могут претендовать на то, чтобы охватить столь широкие массы человечества,— представителей самых разных этнических, религиозных и культурных традиций. Любому наблюдателю очевидно, что спорт, собравший всех этих людей в Бразилии, лишь укрепляется огромным разнообразием его участников. Радость, вызванная этим фактом, свидетельствует об отказе от всех и всяческих предрассудков. Поистине, самое поразительное в этом необыкновенном футбольном зрелище,— его способность отражать глобальную культуру, что возникла в нынешнюю эпоху. Собирая вместе народы в духе дружбы, данное событие без тени сомнения свидетельствует — сотрудничество и единые всеобщие усилия возможны в любом деле.
Человечество сегодня объединено узами глобальной цивилизации. Поскольку мир движется вперёд в своей органической эволюции, позвольте нам воспользоваться этим моментом и поразмыслить о тех многочисленных качествах, которые столь превосходно воплощает бразильский народ. Ибо путь к миру может пролегать лишь через широкие сердца, наполненные страстным стремлением к прогрессу, неограниченной творческой энергией, замечательной устойчивостью и силой, выкованной в огне разнообразия,— а также через умы, просвещённые духом времени и вдохновлённые стремлением к справедливости. Народы мира — словно пёстрые цветы в одном прекрасном саду. Есть ли другая страна в мире, которая может лучше продемонстрировать эту простую, но важнейшую истину, чем Бразилия? Глядя на яркие, переплетающиеся цвета этой земли, мир может представить себе, сколь ослепительны будут его грядущие возможности.
Спортивное состязание, даже столь масштабное, не может скрыть от нас серьёзности проблем, с которыми сталкиваются человечество. Но мы надеемся, что в ближайшие недели наблюдатели со всего мира — особенно молодёжь — будут черпать вдохновение из множества примеров командной работы, честной игры, доблести и искренних устремлений, которыми будет наполнен этот турнир. Даст Бог, они будут стремиться показать те же качества и в своей собственной жизни, в служении своему обществу и в деле укрепления мира.
Будь то борьба с любыми проявлениями расизма и дискриминации, продвижение равенства женщин и мужчин или труды во имя торжества справедливости, — усилия каждого члена человеческой семьи необходимы для процветания целого. Конструктивные изменения возможны везде. Мужчина, женщина, юноша или ребёнок,— любой человек может сделать существенный вклад в общее дело.
Мы полагаем, что уже не за горами то время, когда конкуренция между народами будет проявляться исключительно на спортивной арене, тогда как взаимодействия на политической арене будут исполнены духом сотрудничества, взаимоуважения и обоюдной поддержки. Мы молимся о том, чтобы нынешнее событие ещё больше возвеличило достославный народ Бразилии, выступающий сейчас в качестве гостеприимных хозяев, и чтобы это событие породило не просто мимолётный всплеск дружелюбия, но стало фундаментом прочной солидарности,— как среди всех его участников, так и бесчисленных миллионов зрителей.
Всемирный Дом Справедливости
Всемирный Дом Справедливости
2 марта 2013 года
Бахаи Ирана
Возлюбленные друзья,
Уже три с половиной десятилетия волна гонений — одна за другой, разной интенсивности — жестоко бьет по вашей доблестной и измученной общине, и этот шквал лишь последний по времени в череде ему подобных, начавшихся более ста шестидесяти лет назад. Все же, вопреки ожиданиям тех, кто стремится подточить силы общины последователей Бахауллы на Его родине, их махинации послужили исключительно для укрепления ее основ и упрочения ее рядов. Все больше и больше ваших соотечественников, которые и сами являются жертвами притеснения, не только ясно видят шлейф несправедливостей, годами творящихся против бахаи, но и распознают в непрерывной летописи вашего бескорыстного служения обществу силу созидательных перемен. Также как продолжает расти симпатия к вам, усиливаются голоса, призывающие к устранению препятствий, мешающим вам участвовать в общественной жизни, во всех ее сферах. Неудивительно поэтому, что вопросы об отношении к политической деятельности, которого придерживаются бахаи по всему миру, обрели более глубокую значимость в глазах ваших сограждан.
Исторически, конечно, положение, в котором оказалась община бахаи Ирана в этом отношении, всегда было специфическим. С одной стороны, ее ложно обвиняли в политической мотивированности, в объединении против действующего режима, в том, что она является агентом любых иностранных сил, которые обвинитель сочтет подходящими для своих целей. С другой стороны, бескомпромиссный отказ членов общины от участия в узкопартийной политической деятельности выставлялся как отсутствие интереса к делам иранского народа. Теперь, когда стали очевидны истинные побуждения ваших угнетателей, вам надлежит откликнуться на растущий интерес ваших сограждан к пониманию отношения бахаи к политике, дабы не дать ошибочным представлениям ослабить узы дружбы, которые вы сейчас строите с таким количеством душ. В этом они заслуживают большего, чем несколько заявлений, пробуждающих образы любви и единства, как бы ни были они важны. Чтобы помочь вам передать им видение тех рамок, что формируют подход бахаи к данной теме, мы предоставляем вам нижеследующие комментарии.
Неотделимой от взглядов бахаи на политику является особенная концепция истории, ее курса и направления. Человечество, по твердому убеждению каждого последователя Бахауллы, приближается сегодня к завершающей стадии тысячелетнего процесса, который привел его от коллективного младенчества к порогу зрелости, — стадии, которая засвидетельствует объединение человеческой расы. Подобно тому, как личность проходит через неспокойный, но многообещающий период юности, в течение которого проявляются ее скрытые силы и способности, человечество в целом находится в гуще беспрецедентного переходного процесса. За всем этим беспокойством и смятением современной жизни скрываются судорожные порывы человечества, изо всех сил старающегося повзрослеть. Широко принятые нормы и обычай, бережно охраняемое мировоззрение и привычки, устаревают одно за другим, в то время как требования зрелости начинают утверждать себя.
Мы призываем бахаи видеть в революционных изменениях, происходящих во всех сферах жизни, взаимодействие двух фундаментальных процессов. Один разрушителен по своей природе, а другой — объединяющий; оба, каждый по-своему, служат для того, чтобы провести человечество по пути, ведущему к достижению полной зрелости. Действие первого очевидно повсюду: в неурядицах, поразивших традиционные институты власти, в неспособности лидеров всех уровней латать дыры, возникающие в структуре общества, в ликвидации социальных норм, долгое время сдерживавших недостойные страсти, а также в унынии и равнодушии, проявляемом не только отдельными людьми, но и целыми обществами, утратившими всякое жизненное чувство предназначения. Хотя и разрушительные по своему воздействию, силы разобщения стремятся снести барьеры, препятствующие прогрессу человечества, давая возможность процессам интеграции сблизить вместе разнообразные группы и открыть новые возможности для взаимодействия и сотрудничества. Бахаи, конечно, пытаются действовать заодно – на индивидуальном и коллективном уровне — с силами, связанными с процессом интеграции, который, они уверены, будет продолжать набирать обороты, как бы ни были безрадостны ближайшие перспективы. Дела человечества будут совершенно перестроены, и торжественно откроется эра всеобщего мира.
Таково видение истории, лежащее в основе каждого усилия, предпринимаемого общиной бахаи.
Как вам известно благодаря изучению Писаний бахаи, принципом, призванным воодушевить все грани организованной жизни на планете, является единство человечества, отличительный признак возраста зрелости. То, что человечество представляет собой единый народ, есть истина, к которой раньше относились скептически, а сегодня принимают повсеместно. Отказ от глубоко укоренившихся предрассудков и растущее чувство мирового гражданства являются знаками этого расширяющегося понимания. Все же каким бы многообещающим ни был рост коллективного сознания, его следует считать лишь первым шагом в процессе, который займет десятилетия — нет, столетия, — чтобы развернуться в полной мере. Ибо принцип единства человечества, провозглашенный Бахауллой, требует не просто сотрудничества между народами и нациями. Он призывает к абсолютному переосмыслению концепций тех отношений, на которых зиждется общество. Усугубляющийся экологический кризис, обусловленный системой, которая потворствует разграблению природных ресурсов для удовлетворения ненасытной жажды большего, свидетельствует о том, до какой степени неадекватной является современная концепция отношений человечества с природой; ухудшение домашней обстановки, с сопутствующим ростом систематической эксплуатации женщин и детей по всему миру, дает понять, насколько широко распространенными являются неправедные взгляды, определяющие отношения внутри семьи; упорство деспотизма, с одной стороны, и возрастающее неуважение к властям, с другой, показывают насколько неудовлетворительными для созревающего человечества являются сегодняшние отношения между индивидуумом и общественными институтами; сосредоточение материальных благ в руках меньшинства населения мира дает представление о том, какими фундаментально непродуманными являются взаимоотношения между множеством частей развивающегося в данный момент мирового сообщества. Принцип единства человечества, таким образом, подразумевает органическое изменение в самой структуре общества.
О чем здесь необходимо четко заявить, так это о том, что бахаи не верят в то, что описанная выше трансформация произойдёт исключительно благодаря их собственным усилиям. Они также не пытаются создать какое-то движение, которое бы стремилось навязать обществу свое видение будущего. Каждый народ и каждая группа — по сути, каждый человек, — внесет свой вклад, в большей или меньшей степени, в появление мировой цивилизации, к которой неумолимо движется человечество. Единство будет постепенно достигаться, как предвещал Абдул-Баха, в различных областях общественной жизни, например, «единство в политической сфере», «единство мысли в мировых начинаниях», «единство рас» и «единство наций». Когда все это осуществится, постепенно обретут свои формы структуры политически объединенного мира, в котором уважается культурное многообразие и обеспечивается русло для выражения достоинства и чести.
В таком случае вопрос, занимающий мировую общину бахаи, состоит в том, как может она наилучшим образом способствовать процессу строительства цивилизации по мере роста своих ресурсов. Видится два направления такого вклада. Первое связано с ее собственным ростом и развитием, второе — с ее вовлеченностью в широкое общество.
Что касается первого из них, бахаи по всему земному шару в самых непритязательных условиях стремятся установить модель действий и соответствующие административные структуры, воплощающие принцип единства человечества и те убеждения, что лежат в его основе; приведем здесь некоторые из них в качестве иллюстрации: что наделенная разумом душа не имеет гендерной, расовой, этнической или классовой принадлежности, и этот факт делает недопустимыми все формы предрассудков, не последними из которых являются те, что мешают женщинам реализовывать свой потенциал и участвовать в разнообразных сферах деятельности бок о бок с мужчинами; что коренной причиной предрассудков является невежество, которое можно изгладить посредством образовательных процессов, позволяющих знанию стать доступными всему человеческому роду, гарантируя, что оно не станет собственностью кучки привилегированных; что наука и религия есть две взаимодополняющие системы знания и практики, через которые люди пришли к пониманию мира вокруг себя и через которые продвигалась вперед цивилизация; что религия без науки вскоре перерождается в суеверие и фанатизм, а наука без религии становится инструментом грубого материализма; что истинное процветание, плод динамичной слаженности материальных и духовных требований жизни, будет ускользать все дальше и дальше за пределы досягаемости, пока консьюмеризм продолжает действовать как опиум на человеческую душу; что справедливость, как способность души, позволяет человеку отличать истину ото лжи и руководит им в поиске реальности, а это так важно, если мы хотим устранить суеверные верования и устарелые традиции, мешающие единству; что справедливость, должным образом применяемая к социальным проблемам, является единственным важнейшим средством для установления единства; что работа, выполняемая в духе служения другим людям, — это форма молитвы, способ поклонения Богу. Перенос подобных идеалов в реальность, осуществление трансформации на уровне индивидуума и закладка фундамента подходящих социальных структур, безусловно, задача не из легких. Тем не менее, община бахаи посвятила себя долгосрочному процессу научения, вытекающему из этой задачи, и приглашает участвовать в этом предприятии растущее число людей из всех социальных слоев, из всех человеческих групп.
Конечно, вопросы, которые должен решить этот процесс обучения, начавшийся сегодня во всех регионах мира, многочисленны: как собрать вместе людей разного происхождения в обстановке, свободной от постоянной угрозы конфликта и отличающейся своим духовным характером, которая вдохновит их отставить сеющие распри способы предвзятого мышления, создаст высокую степень единства мысли и действия и вызовет искреннее участие; как организовать дела общины, в которой отсутствует правящий класс со священническими функциями, который мог бы претендовать на исключительность и привилегии; каким образом обеспечить возможность массам мужчин и женщин освободиться от оков пассивности и цепей угнетения для того, чтобы участвовать в видах деятельности, способствующих их духовному, социальному и интеллектуальному развитию; как помочь молодежи пройти этот критически важный этап жизни и наделиться силой направить свою энергию на продвижение цивилизации; как создать динамику внутри семьи, ведущую к материальному и духовному процветанию, не прививая молодому поколению чувства отчуждения по отношению к иллюзорным «другим» и не взращивая в них инстинкта эксплуатировать тех, кто относится к этой категории; как сделать так, чтобы процесс принятия решений выигрывал от разнообразия мнений благодаря совещательному процессу, который, если понимать его как коллективное исследование реальности, способствует отрешению от личных взглядов, отдает должное значение достоверной фактической информации, не возвышает простое мнение до статуса факта и не определяет истину как компромисс между группами противоположных интересов. Чтобы исследовать эти и многие другие вопросы, которые возникнут непременно, община бахаи осваивает режим работы, характеризуемый действием, размышлением, консультацией и изучением — изучением, которое подразумевает не только постоянное обращение к Писаниям Веры, но и научный анализ разворачивающихся моделей. Действительно: как сохранять такой режим научения в действии, как обеспечивать участие растущего числа людей в генерировании и применении соответствующих знаний, как разработать структуры для систематизации расширяющегося мирового опыта и для равноправного распределения извлеченных уроков, все это само по себе является объектом регулярного анализа.
Общее направление процесса обучения, которого придерживается община бахаи, формируется серией глобальных планов, положения которых устанавливаются Всемирным Домом Справедливости. Построение способностей служит девизом этих планов; они нацелены на то, чтобы поборники коллективных усилий смогли укрепить духовное основы деревень и соседств, решить некоторые из их социальных и экономических нужд, а также внести вклад в преобладающие в обществе дискурсы, при этом поддерживая необходимую слаженность в методах и подходах.
В сердцевине процесса научения лежит исследование природы отношений, связывающих индивидуума, общину и общественные институты – действующих лиц исторической арены, которые во все времена боролись друг с другом за власть. В этом контексте теория о том, что отношения между ними будут неминуемо подчиняться диктату конкуренции, как понятие, игнорирующее неограниченный потенциал человеческого духа, была отвергнута в пользу более вероятного предположения о том, что их гармоничное взаимодействие может благоприятствовать развитию цивилизации, подобающей зрелому человечеству. Усилия бахаи раскрыть природу новой совокупности отношений между этими тремя поборниками одухотворяются видением будущего общества, которое черпает вдохновение из аналогии, обрисованной Бахауллой в Скрижали, явленной почти полтора столетия назад, где мир сравнивается с человеческим телом. Сотрудничество – вот принцип, который управляет функционированием этой системы. Подобно тому, как появление наделенной разумом души в сем царстве существования становится возможным через сложное соединение бесчисленных клеток, организация которых в тканях и органах позволяет выполнять специфические свойства, так и цивилизацию можно считать результатом ряда взаимодействий между тесно интегрированными, разнообразными элементами, вышедшими за пределы узкой цели заботиться лишь о собственной жизни. И подобно тому, как жизнеспособность каждой клетки и каждого органа зависит от здоровья тела в целом, процветание каждого индивидуума, каждой семьи, каждого народа следует искать в благополучии всего человеческого рода. В соответствии с таким видением, институты, понимая потребность в координированном действии, направленном к плодотворным целям, стремятся не контролировать, но взращивать и направлять индивидуумов, которые в свою очередь охотно принимают руководство, но не в слепом повиновении, а с верой, опирающейся на осознанное знание. Тем временем, община берет на себя задачу поддерживать такую среду, в которой силы индивидуумов, желающих добросовестно осуществлять самовыражение в соответствии с общим благом и с планами институтов, преумножаются в объединенном действий.
Если сеть отношений, на которые сослались выше, должна сформировать и дать начало модели жизни, отличающейся приверженностью принципу единства человечества, необходимо тщательно изучить определенные основополагающие концепции. Самой примечательной из них является концепция силы. Ясно, что концепция силы как средства доминирования, вместе с сопутствующими ей понятиями соперничества, борьбы, разделения и превосходства, должна быть забыта. Это не означает отвергнуть действие силы; в конце концов, даже в случаях, когда общественные институты получали свои полномочия с согласия народа, исполнение власти всегда сопровождалось силой. Но политические процессы, как и другие процессы жизни, не должны остаться в стороне от воздействия человеческого духа, который Вера Бахаи, — а, в сущности, всякая великая религиозная традиция, появлявшаяся в течение столетий, — надеется высвободить: сила единства, любви, смиренного служения, чистых дел. Ассоциируются с силой в этом смысле такие слова, как «выпускать», «поощрять», «направлять в русло», «руководить», «давать возможность». Сила не является ограниченной сущностью, которую надо «захватывать» и «ревностно охранять»; она представляет собой безграничную способность преображаться, присущую человеческой расе как живому организму.
Община бахаи с готовностью признает, что ей предстоит пройти существенный путь, прежде чем ее накапливающийся опыт принесет необходимое понимание механизмов желаемой системы взаимодействий. Она не претендует на совершенство. Поддерживать высокие идеалы и стать их воплощением — не одно и то же. Несметное число трудностей ждет впереди, многому предстоит научиться. Случайный наблюдатель вполне может окрестить усилия общины превозмочь эти трудности «идеалистическими». Хотя, конечно, было бы необоснованным изображать бахаи незаинтересованными в делах собственных стран, тем более — непатриотичными. Какими бы идеалистичными не казались некоторым людям старания бахаи, нельзя игнорировать их глубоко укоренившуюся заботу о благе всего человечества. А учитывая, что сегодня ни одно средство в мире не кажется способным вытащить человечество из трясины конфликтов и борьбы и обеспечить его счастье, зачем станет какое-либо правительство противиться усилиям одной группы людей углубить свое понимание природы тех важных отношений, что заложены в нашем общем будущем, к которому неотвратимо приближается человеческая раса? Какой в этом вред?
В рамках очерченных выше идей, таким образом, можно рассмотреть второе направление усилий общины бахаи внести свой вклад в продвижение цивилизации: ее вовлеченность в широкое общество. Очевидно, то, что бахаи видят как один аспект своего вклада, не может противоречить другому аспекту. Нельзя пытаться установить в своих общинах модели мысли и действия, выражающие принцип единства человечества, и при этом заниматься деятельностью в другом контексте, который укрепляет — неважно до какой степени, — совершенно иную систему представлений о социальной жизни. Чтобы избежать такой двойственности, община бахаи постепенно, со временем, оттачивала основные характеристики своего участия в жизни общества, основываясь на учениях Веры. Прежде всего, бахаи, будь то отдельные верующие или община, стараются исполнять на практике заповедь Бахауллы: «Те, кто одарен искренностью и верностью, должны взаимодействовать со всеми народами и племенами земли с радостью и сиянием, ибо общение с людьми всегда способствовало, и будет способствовать, единству и согласию, сие же, в свою очередь, благоприятствует поддержанию порядка в мире и возрождению народов». Только через «взаимодействие и встречи», — поясняет далее Абдул-Баха, — «мы обретем счастье и рост — личное и коллективное». «То, что благоприятствует взаимодействию и притяжению и единству среди сынов человеческих», — писал Он в этой связи, — «есть средство подачи жизни миру человечества, а все, что вызывает разобщение, антипатию и отдаление, ведет к гибели человечества». Даже в отношении религии Он ясно заявил, что она «должна быть причиной любви и товарищества. Если религия станет причиной раздора и вражды, предпочтительнее ее отсутствие». Так что бахаи всегда делают все возможное, чтобы внять наставлению Бахауллы: «Закрой свои глаза на отчуждение и обрати свой взор к единству». «Тот, воистину, человек», — увещевает Он своих последователей, — «кто посвящает себя сегодня служению всему человечеству». «Озаботьтесь нуждами века, в коем живете», — таково Его указание, — «и сосредоточьте ваши мысли на его потребностях и требованиях». «Высшая необходимость для человечества — сотрудничество и взаимность», — отмечает Абдул-Баха. — «Чем сильнее узы товарищества и солидарности среди людей, тем величественней сила созидания и достижения во всех сферах человеческой деятельности». «Свет единства столь могуществен», — провозглашает Бахаулла, — «что способен осиять всю Землю».
Именно с таким мыслями бахаи вступают в сотрудничество, насколько позволяют их ресурсы, с увеличивающимся числом движений, организаций, групп и индивидуумов, устанавливая партнерство, что стремится преобразить общество и продвинуть дело единства, поспособствовать благосостоянию человечества и внести свой вклад в мировую солидарность. Действительно, стандарты, установленные в приведенных выше цитатах, вдохновляют общину бахаи на то, чтобы быть активно вовлеченной во многие аспекты современной жизни, насколько это возможно. Выбирая области сотрудничества, бахаи должны помнить принцип, содержащийся в их учении, что средства должны соответствовать конечной цели; благородных целей нельзя достигать недостойными средствами. В особенности, невозможно построить прочное единство через усилия, требующие соперничества или допускающие, что в основе всех человеческих взаимодействий лежит внутренний конфликт интересов, как бы тонко он не проявлялся. Здесь необходимо отметить, что несмотря на ограничения, налагаемые приверженностью этому принципу, община никогда не испытывала недостатка возможностей к сотрудничеству; так много людей в мире усиленно работают сегодня в направлении тех или иных устремлений, которые разделяют бахаи. В этой связи бахаи заботятся также о том, чтобы не преступать определенных границ со своими коллегами и партнерами. Они не должны считать любые совместные предприятия как возможность навязать религиозные убеждения. Самоуверенности и других неуместных проявлений религиозного пыла следует абсолютно избегать. Тем не менее, бахаи с готовностью предлагают своим сотрудникам уроки, которым они научились на собственном опыте, а также они с радостью внедряют в свои усилия по построению общины те уроки, что они получили с помощью такого взаимодействия.
Итак, наконец-то, мы подошли к специфическому вопросу политической активности. Убеждение общины бахаи, что человечество, пройдя через ранние стадии социальной эволюции, стоит на пороге своей коллективной зрелости; ее вера в то, что принцип единства человечества, отличительный признак возраста зрелости, подразумевает изменение в самой структуре общества; ее посвященность процессу научения, который, одухотворяемый этим принципом, исследует механизмы новой совокупности отношений между индивидуумами, общиной и институтами общества, тремя поборниками продвижения цивилизации; ее уверенность в том, что в основе этой желаемой системы отношений лежит обновленная концепция силы, освобожденная от понятия доминирования и сопутствующих идей соперничества, борьбы, разделения и превосходства; ее приверженность видению мира, который, обретая пользу от богатого культурного разнообразия человечества, не придерживается границ разделения, — все это составляет основополагающие элементы структуры, формирующей подход бахаи к политике, который кратко изложен ниже.
Бахаи не ищут политической власти. Они не займут политических постов в своих правительствах, какой бы ни была конкретная система, хотя они согласятся на должности, которые, как они полагают, являются чисто административными по характеру. Они не присоединятся к политическим партиям, не станут вовлекаться в узкопартийные вопросы или участвовать в программах, связанных с сеющими раздор замыслами каких-либо групп или фракций. В то же самое время бахаи уважают тех, кто из искреннего желания служить своей стране предпочитает преследовать политические устремления или заниматься политической деятельностью. Подход о невовлечении в подобную деятельность, принятый общиной бахаи, не претендует на то, чтобы заявлять и выражать некое фундаментальное возражение против политики в ее истинном смысле; несомненно, человечество организует себя с помощью политических дел. Бахаи голосуют на гражданских выборах, если для этого им не приходится отождествлять себя с какой-либо политической партией. В этом отношении они рассматривают правительство как систему для поддержания благосостояния и упорядоченного прогресса общества, и они — все и каждый в отдельности — принимают на себя обязанность следовать законам страны, в которой они проживают, не позволяя при этом нарушать свои внутренние религиозные убеждения. Бахаи не будут участвовать в каком-либо подстрекательстве для свержения правительства. Не будут они вмешиваться и в политические отношения между правительствами разных стран. Это не означает, что они не осведомлены о политических процессах в сегодняшнем мире и не проводят различия между справедливым и тираническим правлением. Правители планеты имеют священные обязанности для исполнения по отношению к своему народу, и народ должен рассматриваться как самое драгоценное сокровище любой страны. Где бы они не проживали, бахаи стараются поддерживать стандарт справедливости, реагируя на неравенство, направленное на них самих или других, но только через доступные им законные способы, избегая всех форм насильственного протеста. Более того, ни при каких обстоятельствах, любовь к человечеству, живущая в их сердцах, не идет в разрез с чувством долга, как они считают, использовать свою энергию на служение своим странам.
В мире, где народы и племена натравливаются один на другого, а народы разделены и разобщены по социальным слоям, подход, или, если хотите, стратегия с простым набором параметров, изложенная в предыдущем абзаце, позволяет общине сохранять свою сплоченность и целостность в качестве глобальной организации и гарантировать, что деятельность бахаи в одной стране не ставит под угрозу существование других бахаи где-то в другом месте. Защищенная от конкурирующих интересов народов и политических партий, община бахаи, тем самым, может строить свою способность вносить вклад в процессы, которые содействуют покою и единству.
Дорогие друзья: Мы осознаем, что идти по этому пути, как делали вы столь умело в течение десятилетий, сопряжено с немалыми трудностями. Это требует целостности, которую нельзя нарушить, высоконравственного поведения, которое нельзя подорвать, ясности мышления, которую нельзя затуманить, любви к своей стране, которой невозможно манипулировать. Теперь, когда ваши сограждане понимают ваше тяжелое положение, и возможности, несомненно, будут открываться для вашего дальнейшего участия в жизни общества, мы молимся о помощи с Вышних, чтобы вы объясняли своим друзьям и землякам четко сформулированные на этих страницах концептуальные рамки, дабы вы, в сотрудничестве с ними, находили все больше возможностей трудиться на благо своего народа, но, как бы то ни было, не в ущерб вашей принадлежности к последователям Того, Кто призвал человечество, более века тому назад, к новому Мировому Порядку.
подписано: Всемирный Дом Справедливости
Оригинал Letter to the Bahá’ís of Iran на сайте Всемирного Дома Справедливости
В архиве новостей бахаи вы можете ознакомиться со статьями, рассказывающими о современном положении общины бахаи в Иране.
Всемирный Дом Справедливости — высший избираемый орган в Вере Бахаи. Большинство его писем и обращений пишутся на английском языке.
Что касается переводов на русский язык, то часто можно встретить различные переводы одного и того же текста, выполненные разными людьми или институтами Веры. Даже один и тот же национальный институт Веры Бахаи может сначала выпустить предварительный перевод, потом исправленный, а через несколько лет измененный перевод. Никакого централизованного учета версий переводов не ведется.
Мы прилагаем усилия, чтобы на сайте "Архивы — память общины" размещались только самые последние варианты переводов, полученные по официальным каналам. К сожалению, мы не можем гарантировать, что каждый размещаемый текст является самым качественным и свежим из существующих переводов.
Для удобства посетителей сайта некоторым письмам даны рабочие заголовки, не имевшиеся изначально у текстов. Помимо удобства, такой подход к письмам ВДС соответствует практике обращения с текстами, используемой самим Домом Справедливости на его официальном сайте. Некоторые письма даны в сокращении, что также показывает, что перед нами не цифровые подлинники, а рабочие тексты, предназначенные для практического использования.
Размещаемые в разделе «Обращения ВДС» тексты не являются архивными документами. Это просто рабочие тексты, полезные для изучения и в качестве справочного материала о развитии общины бахаи. Следовательно, с ними мы обращаемся как с обычной статьей на нашем сайте. Это означает, что, например, если нам становится известно о какой-либо опечатке или ошибке перевода, мы ее исправляем, как поступаем с любым не архивным материалом, размещенном на нашем сайте.
Если вы заметили какую-либо ошибку в тексте, пожалуйста, сообщите нам, чтобы мы ее исправили. Некоторые тексты, как на веб-страницах сайта, так и в прилагаемых файлах для распечатки, нуждаются в корректировке. Если вы хотите помочь в этом, пожалуйста, напишите нам. С вашей помощью мы сможем предложить читателям пользоваться более качественными текстами.
Также мы заинтересованы в публикации различных комментариев к текстам ВДС и других институтов Веры. Если в вашем распоряжении имеются подобные материалы, пожалуйста, поделитесь ими с нами
Перейти к работе с посланиями Всемирного Дома Справедливости >>
27 декабря 2005 г.
Конференции Континентальных
Коллегий Советников
Горячо возлюбленные друзья!
В течение последних четырех с половиной лет, по мере того как верующие во всем мире прилагали усилия, чтобы приблизиться к цели продвижения процесса вступления отрядами, становилось все более очевидным, что окончание нынешнего Пятилетнего Плана будет решающим моментом в разворачивании исторического предприятия, к которому приступила община Величайшего Имени. Отдельные составляющие, необходимые для согласованных усилий, прилагаемых, чтобы донести дух Откровения Бахауллы до различных уголков земного шара, оформились в систему действий, которую сейчас необходимо лишь воплотить в жизнь.
В нашем послании от 26 декабря 1995 г., которое сосредоточило внимание мира бахаи на пути интенсивного изучения устойчивого, стремительного роста Веры, в общих чертах был описан характер работы, которая предстоит при осуществлении трудных задач в будущем. На начальном этапе общины бахаи были призваны систематизировать свои усилия по развитию человеческих ресурсов Дела путем установления сети учебных центров[1]. Несмотря на то, что все национальные общины предприняли шаги к созданию институционального потенциала для выполнения этой важнейшей функции, значимость хорошо продуманной программы подготовки была повсеместно признана только в начале Пятилетнего Плана. Введение понятия кластера позволило друзьям воспринять ускоренный рост общины как явление, поддающееся управлению, и представить его в рамках двух взаимодополняющих, укрепляющих друг друга движений: постепенное прохождение индивидуумов через последовательность учебных курсов и движение кластеров от одной стадии развития к другой. Данная концепция помогла верующим проанализировать приобретаемый в этой области опыт и выработать общую терминологию для его описания. Никогда ранее не возникало столь ясного представления о средствах формирования модели действий, в которой двум неразделимым процессам ― расширению и консолидации ― придавалось бы одинаково важное значение. И действительно, опыт интенсивных программ роста, осуществляемых в различных кластерах на основе этого представления, был настолько схожим, что не осталось повода для сомнений. Путь вперед открыт, и в Ризван 2006 г. мы обратимся к верующим с призывом укрепить свою решимость, напрячь все свои силы и продолжить следовать курсу, который был столь твердо намечен.
Представляя вам черты грядущего Пятилетнего Плана, который вы будете обсуждать на этой конференции, мы сделаем обзор недавних достижений мира бахаи и обозначим, каким образом нынешние подходы, методы и инструменты могут быть использованы на следующем этапе. В процессе этого анализа станет очевидным, что благодаря искреннему отклику на руководство, полученное пять лет назад, индивидуальный верующий, община и институты Веры смогли значительно увеличить свой потенциал. Непрерывное развитие этого потенциала продолжает быть жизненно важным условием для достижения цели продвижения процесса вступления отрядами ― средоточия всех усилий мира бахаи в заключительные годы первого столетия Эпохи Становления.
Индивидуальный верующий
Нет нужды в деталях описывать достижения индивидуального верующего, поскольку мы уже рассказывали о них в нашем послании к бахаи мира от 17 января 2003 г. В том послании мы отметили растущее значение инициативности и находчивости, а также мужества и смелости, которые повсюду стали отличительной чертой верующих. Такие качества, как преданность, рвение, уверенность и упорство свидетельствуют об укреплении жизнеспособности их веры. Мы также подчеркнули ту роль, которую учебные центры сыграли в пробуждении духа предприимчивости, вызвавшего рост активности, который наблюдался по всему миру, ― конкретное проявление этой жизнеспособности.
Все, что происходит с тех пор, неизменно свидетельствует об эффективности последовательности курсов, которая направлена на развитие способности к служению, когда пристальное внимание уделяется воплощению в жизнь духовного видения, обретенного посредством глубокого изучения Писаний. Участники получают те знания, которые стимулируют развитие некоторых соответствующих привычек, отношений и качеств, и получают помощь в совершенствовании определенных навыков и способностей, необходимых для выполнения различных видов служения. В процессе обсуждения, построенного вокруг Созидательного Слова, в серьезной и воодушевляющей атмосфере учебного кружка у людей повышается уровень осознания своих обязанностей по отношению к Делу и рождается ощущение радости, возникающей при обучении Вере и служении ее интересам. Духовный контекст, в котором представлены конкретные поступки, придает им особую значимость. Уверенность терпеливо взращивается, по мере того как друзья начинают выполнять все более сложные и ответственные акты служения. Прежде всего, именно упование на Бога поддерживает их усилия. Как часто верующие, нерешительно вступающие на стезю обучения Вере, вдруг начинают ощущать содействие со всех сторон через благословения. По-новому взирая на возможности и перспективы, они воочию убеждаются в силе Божественной поддержки, стремясь применять на практике обретенные знания и получая результаты, намного превосходящие их ожидания. То, что дух веры, рожденный от тесного соприкосновения со Словом Божьим, оказывает такое воздействие на души, явление отнюдь не новое. Радует то, что благодаря учебному процессу значительное число людей испытывает на себе преображающую силу Веры. Распространить это облагораживающее влияние на сотни тысяч людей ― вот цель, для достижения которой необходимо прилагать мощные усилия на протяжении следующих пяти лет.
Ощутимым результатом курса на наращивание потенциала стал неуклонный рост личной инициативы ― инициативы, основанной на понимании необходимости систематической деятельности, которая направлена на продвижение процесса вступления в Веру отрядами. Усилия предпринимаются в духе смиренного ученичества в рамках установленной в Плане системы действий. Как следствие, мероприятия, дающие выход всему многообразию талантов друзей, объединяются в согласованное движении вперед, и таким образом можно избежать застоя, появляющегося из-за бесконечных дебатов по поводу личных предпочтений в выборе подхода. Инициативы верующих, предпринимаемые на разных этапах, отличаются все большей нацеленностью на долгосрочные действия.
Рост личной инициативы нигде не был продемонстрирован столь явно, как на поприще обучения Вере. Индивидуальные усилия по обучению Вере с помощью встреч друзей или учебных кружков неуклонно возрастают. Верующие, вооруженные эффективными и доступными всем навыками и методами и вдохновленные откликом на свои действия, устанавливают более тесные отношения с людьми разного общественного положения, приглашая их к искреннему разговору на духовные темы. Все сильнее развивая духовную проницательность, они способны уловить восприимчивость и распознать жажду к животворным водам послания Бахауллы. Среди всех, кого они встречают, ― будь то родители соседских детей, сверстники в школе, коллеги по работе или случайные знакомые, ― они ищут души, с которыми могут поделиться тем, чем Он милостиво одарил человечество. Приобретенный опыт позволяет им адаптировать свой рассказ к потребностям ищущего, используя методы прямого обучения, которые основаны на Писаниях, и в дружелюбной и приветливой форме предлагая им принять послание.
В этом отношении достоин внимания дух инициативы, проявляемый верующими, которые стремятся помочь тем, кто также пытается встать на путь служения. Развив в себе способность служить в качестве ведущих на курсах учебного центра, они берут на себя важнейшую задачу сопровождать участников в их первых попытках выполнять акты служения до тех пор, пока те не будут готовы открыть собственный учебный кружок и помогать другим делать то же самое, расширяя таким образом сферу влияния учебного центра и помогая жаждущим душам соприкоснуться со Словом Божьим. Этот отдельный аспект учебного процесса, который позволяет циклично увеличивать число активных сторонников Веры, раскрывает огромные перспективы, и мы надеемся, что его потенциал будет полностью реализован в ходе следующего Плана. «Да не успокоится он, ― такими словами Хранитель обращается к каждому учителю Дела, ― пока не воспламенит в своем духовном ребенке столь страстное желание, которое подвигнет его самостоятельно воспрянуть и посвятить свою энергию пробуждению других душ и выполнению законов и принципов, установленных в недавно принятой им Вере».
Община
Рост жизнеспособности, отличающий жизнь индивидуального верующего, в равной степени наблюдается в жизни общины бахаи. Уровень проявления этой жизнеспособности зависит, конечно же, от стадии развития кластера. Развитый кластер дает гораздо более ясное представление о том, чего можно достичь, нежели кластер, находящийся на ранней стадии развития, где друзья все еще с большим трудом пытаются воплотить цели Плана в действие. Поэтому, анализируя достижения общины, мы должны опираться именно на эти более развитые кластеры, с уверенностью в том, что их опыт будет перенят другими кластерами по мере их развития.
Мы неоднократно говорили о слаженности, которая возникает в самóм процессе роста благодаря открытию учебных кружков, молитвенных встреч и детских классов. Постепенное умножение основных видов деятельности, стимулируемое учебным центром, создает устойчивую модель расширения и консолидации, которая одновременно структурирована и органична. Когда ищущие присоединяются к этим видам деятельности и провозглашают себя бахаи, индивидуальные и коллективные мероприятия по обучению Вере наращивают скорость. Усилия по вовлечению новых верующих в курсы учебного центра позволяют увеличить резерв человеческих ресурсов, необходимых для осуществления работы на благо Веры. Если в кластере активно проводятся все эти виды деятельности, то в конечном итоге создаются благоприятные условия для запуска интенсивной программы роста.
Тщательное изучение кластеров, находящихся в преддверии запуска программы, убеждает, что достигнутая таким образом слаженность проявляется в различных сферах жизни общины. Исследование и применение учения становится широко распространенной привычкой, и коллективные усилия общины наполняются духом совместного богослужения, рожденным благодаря молитвенным встречам. Изящное вплетение искусств в разнообразные виды деятельности увеличивает приток энергии, которая мобилизует верующих. Занятия по духовному воспитанию детей и подростков помогают укреплению основ Веры в среде местного населения. Даже такой простой акт служения, как посещение домов новых верующих, происходит ли это в деревне тихоокеанского острова или в таком огромном мегаполисе, как Лондон, упрочивает узы товарищества, связывающие членов общины воедино. Домашние посещения, задуманные с целью раскрыть перед верующими основные принципы Веры, приводят к значительному увеличению числа как коллективных, так и индивидуальных углублений, в процессе которых друзья глубоко изучают Писания и размышляют об их применении в своей жизни.
По мере того, как укрепляется духовное основание общины, а также повышается уровень общения в коллективе, социальные взаимоотношения друзей обретают новый смысл и их взаимодействие наполняется чувством общей цели. Поэтому неудивительно, что исследования, проведенные Международным Центром обучения примерно в пятидесяти развитых кластерах, свидетельствуют об улучшении качества Праздников Девятнадцатого Дня. В других отчетах говорится об увеличении пожертвований в Фонд по мере того, как осознание его духовной значимости расширяется и понимание потребности в материальных средствах укрепляется. Встречи по планированию на уровне кластера становятся форумом для обсуждения нужд и планов, формируя коллективное самосознание и усиливая коллективное волеизъявление. Там, где такие развитые кластеры преуспевают, оказываемое ими влияние начинает распространяться за их пределы, что улучшает качество региональных мероприятий, например, летних и зимних школ.
Как и в случае с индивидуальным верующим, ученичество ― отличительная черта этой стадии развития общины. Призываем вас и ваши вспомогательные институты прилагать все возможные усилия в течение последующих лет и содействовать тому, чтобы от кластера к кластеру отношение ученичества вплеталось в структуру принятия решений.
Одна из ваших первоочередных задач будет заключаться в том, чтобы укреплять осознание важности систематической деятельности, уже возросшее благодаря успехам, к которым она привела. Достижение единого видения роста, основанного на реалистичной оценке возможностей и ресурсов; разработка стратегий, структурирующих его; составление и выполнение планов действия, соответствующих потенциалу; внесение необходимых поправок, поддерживая при этом непрерывность процесса; движение вперед, опирающееся на достижения, ― вот несколько условий, необходимых для систематизации, которой должна научиться и овладеть каждая община.
Более того, стремление и готовность открывать некоторые стороны жизни общины для широкой общественности должны стать неотъемлемой частью того образа поведения, что привлекает души и укрепляет их в вере. В этом направлении многое было достигнуто, поскольку друзья стали по-новому мыслить и действовать на коллективном уровне. Раскрывая свои объятия навстречу значительному количеству людей, община учится с большей легкостью определять их скрытый потенциал и не ставить перед ними искусственные барьеры, основанные на предвзятых представлениях. Создается атмосфера наставничества, в которой каждого человека воодушевляют совершенствоваться в соответствии с его или ее темпом, не оказывая давления непомерными ожиданиями. В самом центре этих процессов находится растущее осознание важности универсальности и всеохватности Веры. Все чаще верующие в своих коллективных действиях руководствуются тем принципом, что послание Бахауллы необходимо передавать человечеству щедро и без ограничений. Особенно радуют усилия, предпринятые с целью донести учение Веры до восприимчивых групп населения. В то время как беспощадные социальные и политические силы продолжают изгонять людей с их родины и рассеивать по всем континентам, безусловное признание разнообразия культур и благо, которое оно дарует в общем и целом, станет решающим фактором расширения и консолидации общины.
Возможно, наибольшего внимания от вас и ваших вспомогательных институтов потребует задача по содействию общине в ее попытках не терять целенаправленность. Эта способность, медленно вырабатываемая в течение последовательных Планов, является одним из самых ценных ее достижений, обретенным с трудом благодаря дисциплине, обязательствам и дальновидности, поскольку друзья научились преследовать единственную цель ― продвижение процесса вступления отрядами. С одной стороны, вы почувствуете необходимость развеять тенденцию путать целеустремленность с единообразием или исключительностью. Поддержание целеустремленности не означает, что нужно пренебрегать определенными нуждами и интересами, и отнюдь не подразумевает отказ от очень важных видов деятельности в угоду другим. Уклад общинной жизни бахаи, без сомнения, состоит из многочисленных элементов, которые формировались десятилетиями и которые нужно совершенствовать и развивать дальше. С другой стороны, вы будете использовать любую возможность, чтобы укрепить стремление расставлять приоритеты, когда признается, что не все виды деятельности имеют одинаковую значимость на данном этапе роста, что каким-то необходимо отдавать большее предпочтение перед другими и что предложения, сделанные даже из самых лучших побуждений, могут отвлекать внимание, рассеивать энергию и тормозить прогресс. Следует отдавать себе отчет в том, что время, которое друзья в каждой общине могут посвятить служению Вере, не безгранично. Было бы естественным ожидать, что значительная часть столь ограниченных ресурсов будет направлена на выполнение условий Плана.
Институты Веры
Ни одно достижение индивидуального верующего или общины не может быть устойчивым без руководства, воодушевления и поддержки третьего участника Плана ― институтов Веры. Мы с энтузиазмом наблюдаем, как институты способствуют проявлению личной инициативы, направляют энергию на поприще обучения Вере, подчеркивают важность систематичных действий, стимулируют духовную жизнь общины и создают радушную атмосферу. Помогая общине сохранять сосредоточенность на цели Плана, они на практике учатся тому, что значит поддерживать единство видения среди друзей, запускать механизмы, которые будут подкреплять их усилия, и распределять ресурсы в соответствии с мудро расставленными приоритетами. Конечно же, эти приоритеты касаются видов деятельности, требующих от некоторых верующих специальных навыков. Особого упоминания в этой связи заслуживает работа в сфере общественной информации, столь усердно выполняемая Национальными Духовными Собраниями, и проекты в области социально-экономического развития, как, например, те, которые претворяют в жизнь организации, вдохновленные идеями бахаи. Уделяя внимание подобным нуждам, институты Веры становятся все более способными направлять всплеск усилий основной массы верующих на выполнение главных задач Плана.
Также воодушевляют решительные шаги, предпринимаемые Национальными Духовными Собраниями в сотрудничестве с Советниками в ответ на трудности административного характера, обусловленные широкомасштабным ростом на уровне кластера. В зарождающихся моделях возникает тенденция, когда учебный центр выбирает одного или нескольких верующих для координации проведения курсов основной последовательности, программ для детей и подростков. Территориальный комитет по обучению Вере, назначаемый Региональным Советом или самим Национальным Духовным Собранием, необходим для управления другими аспектами систематической деятельности, нацеленной на достижение ускоренного расширения и консолидации. Члены Вспомогательной коллегии работают на обоих фронтах, обеспечивая беспрепятственное развитие двух движений, характеризующих процесс роста. Пока эти разнообразные компоненты вводятся в одном кластере за другим, предстоит еще более детально изучить функции каждого из них и взаимосвязь между ними. Важно, чтобы не был поставлен под угрозу нынешний уровень гибкости, который позволяет создавать новые инструменты по мере необходимости, и чтобы схема координации отвечала потребностям самого роста. Мы рассчитываем на то, что вы и Национальные Собрания будете направлять этот процесс ученичества.
На протяжении всего Плана мы с неподдельным интересом наблюдали за тем, как все эти изменения влияют на работу Местных Духовных Собраний. Мы с удовольствием отмечаем, что в этом отношении было достигнуто два вида прогресса. В тех кластерах, где большинство Местных Собраний были крайне слабыми, растущее их число постепенно начинают исполнять свои обязанности по мере того, как они учатся координировать конкретные виды деятельности Плана в местностях своей юрисдикции. В то же время, давно существующие Местные Духовные Собрания демонстрируют признаки вновь обретенной силы, когда они принимают видение систематического роста, ― этому нередко предшествует период адаптации, во время которого многие отчаянно пытаются осознать новые реалии, возникающие на уровне кластера.
Особенно нас порадовало то, что процесс роста, разворачивающийся по всему миру, набирает скорость и в городских центрах, и в сельской местности. На ранних этапах Плана во многих больших городах был предпринят важный шаг ― разделение их на сектора. Это оказалось ключевым фактором при планировании устойчивого роста. Как бы то ни было, по мере расширения общин вполне разумно ожидать, что возникнет необходимость поделить города на еще меньшие сегменты ― возможно, в конечном итоге, и на жилые кварталы, ― в каждом из которых будет проводиться Праздник Девятнадцатого Дня. Для дальнейшего развития Местных Собраний крайне важно сохранять видение потенциального размера общин в будущем. Тем, кто служит в Духовных Собраниях, предстоит пройти через периоды интенсивного обучения в течение следующих лет, чтобы управлять делами общины, число членов которой будет превышать тысячи человек, и выполнять свое предназначение «доверенных Всемилостивого среди людей». Мы намерены внимательно наблюдать за развитием Местных Духовных Собраний в ходе грядущего Плана и, когда того потребует размер общины бахаи и другие условия в местности, вводить двухступенчатый процесс выборов, рассматривая каждый случай в отдельности и применяя модель, разработанную в Тегеране во время духовного правления Хранителя.
Интенсивные программы роста
Непрерывные усилия индивидуального верующего, общины и институтов Веры по ускорению учебного процесса в кластере, содействующие продвижению этого кластера от одной стадии роста к другой с помощью хорошо зарекомендовавших себя средств, достигают кульминации при запуске интенсивной программы роста. Действительно, самые значительные успехи на стезе обретения опыта в течение текущего Плана были достигнуты благодаря усилиям верующих по осуществлению таких программ в более чем двухстах кластерах. Мы убеждены, что теперь этот опыт можно систематически распространять на всех континентах, и в Ризван 2006 г. мы призовем бахаи всего мира начать запуск интенсивных программ роста в не менее чем 1500 кластерах в течение следующего Плана.
Согласно нынешнему пониманию, интенсивная программа роста ― последовательная, простая и эффективная, но в то же время предполагающая такой уровень напряжения, который служит испытанием решимости друзей. В прямом соответствии с видением, представленным нами пять лет назад, в ней используются средства, доказавшие свою необходимость для широкомасштабного расширения и консолидации. Она состоит из циклов деятельности, в целом по три месяца каждый, включающих в себя четко обозначенные фазы расширения, консолидации, подведения итогов и планирования.
Фаза расширения, обычно длящаяся две недели, требует самого высокого уровня интенсивности. Ее цель ― расширение круга заинтересованных в Вере, поиск восприимчивых душ и их обучение Вере. Несмотря на то, что эта фаза подразумевает некоторые элементы провозглашения, она не должна рассматриваться как возможность для проведения нескольких мероприятий с подобной целью или осуществления видов деятельности, способствующих простой передаче информации. Опыт показывает, что чем больше подходы и методы обучения Вере соответствуют способностям, приобретенным по время прохождения курсов учебного центра, тем значительней результаты.
Планы, составленные для этой фазы программы, непременно включают в себя выполнение тщательно продуманных проектов по обучению Вере или кампании домашних посещений и встреч друзей, зачастую посредством мобилизации групп по обучению Вере. Модель расширения, возникающая при этом, может варьироваться от кластера к кластеру. Там, где население традиционно проявляло высокую восприимчивость к Вере, можно ожидать быстрого притока новых верующих. Например, в одном подобном кластере цель по привлечению в Веру пятидесяти человек в течение трех недель в одном районе была достигнута уже на второй день, и группа мудро решила закончить на этом фазу расширения и приступить к видам деятельности, относящимся к консолидации. Одна из основных целей этой следующей фазы ― вовлечение части новых верующих в учебный процесс, чтобы обеспечить достаточный резерв человеческих ресурсов для будущих циклов и, таким образом, поддерживать рост. Те, кто не участвует в учебных кружках, обучаются во время нескольких домашних посещений; их всех приглашают на молитвенные встречи, Праздники Девятнадцатого Дня и празднование Святых Дней и постепенно знакомят с моделью жизни общины. Нередко в течение фазы консолидации растет количество деклараций, так как члены семьи и друзья новых верующих тоже принимают Веру.
В других кластерах вступление в Веру во время фазы расширения может быть не столь многочисленным, особенно в ходе первых нескольких циклов, и для них цель состоит в том, чтобы увеличить число желающих принять участие в основных видах деятельности. Это, в свою очередь, определяет характер фазы консолидации, которая по большей части направлена на поддержание интереса ищущих и сопровождение их в духовном поиске истины, пока они не утвердятся в своей вере. От того, насколько твердо мы будем придерживаться этих требований, может зависеть и появление значительного количества новых деклараций во время этой фазы. Однако необходимо отметить, что по мере дальнейшего обретения знаний и накопления опыта развивается способность не только обучать восприимчивые души, но также и определять особо восприимчивые группы населения, а это, в конечном итоге, приводит к увеличению общего количества новых верующих от цикла к циклу.
Независимо от категории кластера, крайне необходимо повсеместно уделять особое внимание детям и подросткам. Забота о нравственном и духовном образовании молодых людей все прочнее укореняется в сознании людей, и этой задачей нельзя пренебрегать в процессе построения общины. На протяжении текущего Пятилетнего Плана более очевидной стала эффективность образовательных программ, направленных на раскрытие духовных возможностей перед подростками. Принимая участие в трехгодичной программе, развивающей их духовное восприятие, и получая воодушевление присоединиться к основной последовательности курсов учебного центра в пятнадцать лет, они становятся огромным источником энергии и демонстрируют таланты, которые могут быть направлены на продвижение духовной и материальной цивилизации. Мы столь впечатлены уже достигнутыми результатами, и потребность настолько неотложна, что мы призываем все Национальные Собрания считать подростковые группы, сформированные благодаря программам, проводимым учебным центром, четвертым самостоятельным основным видом деятельности и содействовать его широкомасштабному умножению.
Ключ к развитию интенсивной программы роста ― фаза, посвященная анализу, во время которой полученные на практике уроки четко формулируются и учитываются при планировании следующего цикла деятельности. Ее основная черта ― встреча по планированию ― время и для радостного празднования, и для серьезной консультации. Внимательный анализ опыта через всеобщее обсуждение, а не на основе излишне сложных и длинных презентаций, проводится для поддержания единства видения, прояснения мысли и повышения энтузиазма. Самое важное в таком анализе ― ознакомление со статистической динамикой, что позволяет определить следующий ряд целей. Планы составляются с учетом потенциала, усилившегося с точки зрения человеческих ресурсов, которые имеются к концу цикла и которые способны выполнять различные задачи, с одной стороны, и накопленного знания о восприимчивости населения и динамике обучения Вере, с другой. Когда количество человеческих ресурсов растет пропорционально увеличению численности всей общины бахаи от цикла к циклу, становится возможным не только поддерживать рост, но и ускорять его.
Чтобы достичь дерзновенной цели ― запуска 1500 интенсивных программ, мир бахаи должен в полной мере использовать опыт и способности, приобретенные за последние десять лет. После отъезда со Святой Земли вам необходимо начать всесторонние консультации с Национальными Духовными Собраниями и Региональными Советами и вместе с ними внимательно изучить условия в каждой национальной общине, чтобы определить кластеры, на которых будет сосредоточено основное внимание, и выработать стратегические планы.
Выполнение этих планов должно начаться сразу же после Ризвана 2006 г. Опыт продвижения кластеров от одной стадии к другой уже столь широко распространен, что применяемые методы и инструменты стали понятны всем. Необходимо укреплять учебный процесс, чтобы значительное число друзей проходило основную последовательность курсов. В этой связи важная роль отводится проведению интенсивных кампаний учебного центра, где практическому аспекту будет уделяться надлежащее внимание. Количество основных видов деятельности должно постоянно умножаться, и обращение к населению ― систематически расширяться. Встречи по планированию и анализу должны проводиться регулярно для оценки прогресса, поддержания единства мысли и мобилизации энергии друзей. Постепенно, как того потребуют обстоятельства, в действие должны вводиться схемы управления процессом роста. В то время как способность поддерживать рост на уровне кластера останется самой насущной заботой в ближайшие годы, нельзя забывать и о непрерывном развитии региональных и национальных структур с целью направления потока информации и ресурсов на поле деятельности и обратно.
В равной степени важна и поддержка, оказываемая кластеру благодаря притоку пионеров. Желание стать пионером естественным образом рождается в глубине души верующего в ответ на Божественный призыв. Все, кто покидает свой дом с целью обучения Делу, вступают в ряды тех благородных душ, чьи достижения в течение десятилетий озаряли анналы пионерства бахаи. Мы лелеем надежду, что многие восстанут на исполнение этого похвального служения во время следующего Плана в своей стране или на международном поприще, ― такой поступок сам по себе привлекает несказанные благословения. Институты Веры, в свою очередь, должны принимать обоснованные решения, чтобы обеспечить направление друзей в местности согласно существующим стратегиям. Приоритетом станет поселение краткосрочных и долгосрочных пионеров в тех кластерах, которые являются средоточием особого внимания, либо с целью поддержания деятельности, предназначенной для создания основы ускоренного роста, либо для стабилизации циклов уже проводимой деятельности. Вполне резонно предположить, что согласованные старания по укреплению уже имеющихся сильных сторон непременно приведут к потоку пионеров из таких кластеров в районы, которым суждено стать ареной будущих побед.
Дорогие друзья! В грядущие недели и месяцы, а также в течение всего Плана вы и ваши вспомогательные институты будете источником постоянного воодушевления для верующих, восстающих на исполнение громадной задачи, поставленной перед ними. Мы просим вас при любой возможности передавать им нашу уверенность в их способности преодолеть препятствия, которые неизбежно возникнут на их пути. Они не должны умалять масштаб того, что было достигнуто ими за последнее десятилетие благодаря милостивой поддержке Бахауллы. За первые четыре года во всех уголках планеты они создали институциональный потенциал, позволяющий давать духовное образование растущей армии верующих. Опираясь на это достижение, они погрузились в скрупулезный процесс ученичества, и это открыло перед их глазами перспективу великих и в то же время доступных возможностей. То, что мир бахаи сумел шестикратно приумножить число молитвенных встреч; то, что за это же время в три раза возросло количество детских и подростковых классов; то, что число учебных кружков во всем мире превысило одиннадцать тысяч, ― все это свидетельствует о невероятной силе, которую могут проявить верующие, выполняя возложенные на них обязанности.
Прежде всего, друзья должны всегда помнить о величии духовных сил, находящихся в их распоряжении. Они являются членами общины, «в которой всемирные по охвату, постоянно объединяющиеся виды деятельности составляют один процесс интеграции в мире, чьи институты, светские и религиозные, в большинстве своем разрушаются». Из всех народов мира «лишь они могут различить среди хаоса бурного века Десницу Божественного Избавителя, которая направляет курс этого века и управляет его судьбами». Им одним известно о незаметном росте упорядоченного мироустройства, чью ткань они собственноручно создают». Именно они были призваны установить институты, которые «будут считаться символом и славой века». «Процесс построения», которому они посвящают себя, ― «единственная надежда больного общества». Ибо он «приведен в действие созидательным влиянием неизменной Цели Бога и разворачивается в рамках Административного Порядка Его Веры». И напомните им, что они ― лучезарные души, о которых Абдул-Баха говорит в Своей молитве: «Они герои, о мой Господи, веди же их на поле брани. Они наставники, сделай их речь убедительной и доказательной. Они заботливые слуги, дозволь же им по кругу испить из чаши, что до краев наполнена вином несомненности. О мой Боже, сделай их певчими птицами, что выводят трели в цветущих садах; львами, что лежат, притаившись в зарослях; китами, что погружаются в бездонные глубины».
[Подписано: Всемирный Дом Справедливости]
[1] Ранее это понятие переводилось как «институты по подготовке» (прим. пер.).
Этот документ в формате MS Word
Оригинал Providing details of the next Five Year Plan на сайте Всемирного Дома Справедливости
31 мая 1988 г.
Национальному Духовному Собранию бахаи Новой Зеландии
Дорогие друзья-бахаи!
Нам сообщили, что на недавней конференции Исследований бахаи в Новой Зеландии была представлена работа, где обсуждалась возможность того, что запрет для женщин быть членами Всемирного Дома Справедливости является временной мерой, которая может быть отменена в ходе последовательного раскрытия божественного замысла. Мы представим ниже ряд аргументов, которые помогут друзьям лучше понять принцип Порядка Бахауллы о том, что членство Всемирного Дома Справедливости ограничено мужчинами.
Система администрации бахаи «неразрывно связана с основополагающими истинами Веры», изложенными в Писаниях Бахауллы и Абдул-Баха. Уникальная черта этой системы — назначение правомочных толкователей, Абдул-Баха и Хранителя, которые представляют авторитетные заявления о содержании Откровения Бахауллы. В книге «Эпоха Откровения Бахауллы» [The Dispensation of Bahá’u’lláh] Шоги Эффенди написал, что Абдул-Баха и Хранитель «разделяют … право и обязанность толковать учение бахаи». В отношении своей собственной функции толкователя он заявил далее, что «Хранитель был особо наделен такой властью, которая может ему потребоваться для раскрытия смысла и разъяснения следствий различных утверждений Бахауллы и Абдул-Баха». Значимость этого важного установления в том, что религия Божия будет защищена от расколов, а ее основополагающее единство — сохранено.
Функция назначенных свыше толкователей становится очевидной в постепенном раскрытии и разъяснении деталей учения бахаи о членстве Всемирного Дома Справедливости. Бахаулла в Своих Писаниях установил как Всемирный Дом Справедливости, так и Местные Дома Справедливости. Однако во многих Своих законах Он ссылается просто на «Дом Справедливости», а на его членов — как на «Мужей Справедливости», оставляя открытым для дальнейшего прояснения вопрос о том, к какому уровню или уровням института в целом каждый закон применяется. Абдул-Баха, Средоточие Завета Бахауллы и безошибочный Толкователь Его Слова, не только предусмотрел создание Национальных Духовных Собраний, которые в будущем будут названы Вторичными Домами Справедливости, но и обрисовал, каким образом будет избираться Всемирный Дом Справедливости. В Своей Воле и Завещании Учитель написал:
А теперь относительно Дома Справедливости, которому Бог назначил быть источником всего благого и непогрешимого: он должен избираться на основе всеобщего избирательного права, то есть всеми верующими…. Под Домом этим подразумевается Всемирный Дом Справедливости, а это значит, что во всех странах должны быть учреждены вторичные Дома Справедливости, и эти вторичные Дома Справедливости должны избирать членов Всемирного…. (часть 1, абз. 26)
И в одной из Своих Скрижалей Он написал:
В любое время, когда возлюбленные Бога в каждой из стран назначат своих делегатов, а они, в свою очередь, изберут своих представителей, и эти представители выберут орган — сей орган будет считаться Верховным Домом Справедливости. (Baha'i Administration, стр. 83)
В нижеследующем отрывке Абдул-Баха говорит о том, что членство «Дома Справедливости» ограничено мужчинами, не упоминая уровня или уровней того института, к которому это установление относится:
В Дом Справедливости, однако, в соответствии с ясным текстом Закона Божьего, могут избираться только мужчины; в сем заключена мудрость Господа Бога, которая вскоре станет ясна, как солнце в полдень. (Избранное из Писаний Абдул-Баха, № 38.3)
Позже Учитель разъяснил, что только членство Всемирного Дома Справедливости ограничено мужчинами. Абдул-Баха написал:
Согласно установлениям Божьей Веры, женщины равны мужчинам во всех правах, за исключением членства во Всемирном Доме Справедливости, ибо в тексте Книги было сказано, что как глава, так и члены Дома Справедливости суть мужчины. Однако во всех прочих органах — в Комитете строительства Храма, в Комитете по обучению, в Духовном Собрании и в благотворительных и научных ассоциациях женщины обладают теми же правами, что и мужчины. (из недавно переведенной Скрижали)
Шоги Эффенди в письме, написанном от его имени одному из верующих, дал следующее авторитетное разъяснение этой темы:
Что касается Вашего вопроса о членстве Всемирного Дома Справедливости: существует Скрижаль от Абдул-Баха, где Он определенно заявляет, что членство Всемирного Дома ограничено мужчинами, и что мудрость этого будет полностью раскрыта и оценена в будущем. Однако в местных и Национальных Домах Справедливости женщины имеют полное право членства. Следовательно, они не могут быть избраны только в Международный Дом…(28 июля 1936 г.)
Следует отметить, что Сам Абдул-Баха, как засвидетельствовано в вышеприведенных отрывках из Его Скрижалей, подтвердил, что невозможность избрания женщин во Всемирный Дом Справедливости была установлена «в тексте Книги» и «в ясном тексте Закона Божьего». Иными словами, это установление было явлено никем иным, как Самим Бахауллой.
Далее, в ответ на ряд вопросов, касающихся членства и процедуры выборов Всемирного Дома Справедливости, секретарь Хранителя от его имени разъяснил, что существует разница между вопросами, на которые можно ответить на основе «явно открытого» Текста, и теми, на которые таким образом ответить нельзя. Членство Всемирного Дома Справедливости подпадает под первую категорию. В письме говорится:
Членство Всемирного Дома Справедливости ограничено мужчинами. Количество членов, процедура выборов и срок служения станут известны позже, поскольку они не были явно открыты в Священном Тексте. (27 мая 1940 г.)
Таким образом, Абдул-Баха и Хранитель последовательно раскрывали, в согласии с ниспосланным свыше вдохновением, смысл и детали основополагающих учений Бахауллы. Их толкования — важнейшие утверждения о неких истинах, которые невозможно изменить с помощью законодательных актов Всемирного Дома Справедливости.
Все более четкое разъяснение деталей законов, касающихся членства Домов Справедливости, сопровождалось постепенным воплощением этих установлений на практике. Например, в согласии с Текстами, бывшими в распоряжении верующих в то время, поначалу членство Местных Домов Справедливости ограничивалось мужчинами. Когда Учитель начал разъяснять отличие уровней этого Учреждения, Он указал, что исключение женщин из членства относится только к Всемирному Дому Справедливости. После этого женщины обрели право служить членами Местных и Национальных Духовных Собраний. Женщины на Западе, которые в то время уже обладали возможностью получения образования и могли участвовать в социальной жизни, стали принимать участие в этом служении гораздо раньше, чем, например, их сестры-бахаи в Иране, которые получили это право только в 1954 г., что «удалило, тем самым, последнее препятствие на пути установления полного равенства прав в отношении ведения административных дел персидской общины бахаи». Важно отметить, что момент введения, согласно толкованиям Абдул-Баха и Хранителя, установлений, касающихся Местных и Национальных Духовных Собраний, был выбран скорее не в результате неких внешних условий или оказанного давления, но был продиктован принципом постепенного введения законов, как это было указано Самим Бахауллой. Касательно введения законов Бахаулла написал в одной из Своих Скрижалей:
Воистину, законы Божии подобны океану, а дети человеческие — рыбам, когда бы они ведали о сем. Однако при соблюдении сих законов надлежит проявлять чуткость и мудрость…. Следует вести человечество к океану истинного понимания в духе любви и терпимости. (Китаб-и-Агдас, Предисловие)
Как уже было сказано выше, закон о членстве Всемирного Дома Справедливости содержится в Тексте, и позже он был просто повторен назначенными свыше толкователями. Поэтому он не подлежит изменению, равно как не следует рассуждать в этой связи о каких-то иных будущих условиях.
Что касается статуса женщин, бахаи важно помнить, что ввиду категоричного утверждения Писаний бахаи о равенстве мужчин и женщин, исключение женщин из состава Всемирного Дома Справедливости не является свидетельством превосходства мужчин над женщинами. Следует также помнить, что женщины не исключаются из какого-либо иного международного института Веры. Их можно найти в рядах Десниц Дела Божьего. Они служат членами Международного Центра по обучению и в качестве Континентальных Советников. Также в Тексте нет ничего, что препятствовало бы женщинам участвовать в таких будущих международных органах, как Верховный Трибунал.
Хотя в настоящее время верующим может быть трудно понять причину ограничения членства Всемирного Дома Справедливости мужчинами, мы призываем друзей довериться обещанию Учителя о том, что ясность понимания в свое время придет. Друзья, как женщины, так и мужчины, должны принять этот факт с верой в то, что Завет Бахауллы поможет им и институтам Его Нового Мирового Порядка увидеть исполнение всех принципов, установленных Его непогрешимым Пером, в том числе и принципа равенства мужчин и женщин, как это объяснено в Писаниях Веры.
С любовью бахаи,
Всемирный Дом Справедливости
Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library
Подкатегории
Послания к Ризвану
Послания Всемирного Дома Справедливости к Ризвану