Всемирный Дом Справедливости
Отдел секретариата
7 июля 1976 г.
[отдельному верующему]
Дорогой друг-бахаи!
Всемирный Дом Справедливости получил ваше письмо от 15 мая, в котором вы выражаете свои мысли о том, что бахаи по мере возможности нужно принимать участие в политических делах и участвовать в деятельности, направленной на искоренение несправедливости. Искренность, побудившая вас написать такое письмо и откровенно выразить свои чувства, глубоко тронула Всемирный Дом Справедливости. Нас попросили передать вам его комментарии.
Вы спрашиваете, не позволит ли молчание бахаи стать хаосу и человеческому унижению постоянным явлением на земле, и говорите о том, что избегание политики со стороны бахаи может лишь ослабить по всему миру борцов за свободу. Глядя на условия нашего общества, мы видим мир, охваченный болезнями и стонущий под бременем страдания. Это страдание, как свидетельствовал Сам Бахаулла, вызвано тем, что «тело» мира, «хотя и сотворенное цельным и совершенным, по разным причинам осаждается серьезными болезнями и недугами», и «его нездоровье усилилось еще больше, поскольку врачуют его несведущие лекари, кои пришпорили скакунов своих мирских желаний и тяжко заблуждаются». Заявление Бахауллы в этом отрывке завершается утверждением, что «высшее снадобье» заключается в том, чтобы обратиться к и подчиниться «искусному», «всемогущему» и «вдохновленному Врачевателю. Сие, в действительности, истина, а все прочее не более чем заблуждение».
Этот Божественный Врачеватель заверил нас в Своих писаниях, что Бог Всевидящий и Всеведущий желает установить среди людей Свое вечное Царство в сей День. «Вся земля, — сказал Бахаулла, — ныне пребывает в состоянии ожидания. Грядет день, когда она принесет свои самые благородные плоды, когда на ней взрастут наивозвышенные древа, самые очаровательные цветы, самые небесные блага». Для достижения этого замысла Бог послал нам дух и весть Нового Дня посредством двух следовавших друг за другом Богоявлений, Которые оба были отвергнуты большинством человечества, которое, увы, предпочло пребывать в собственной слепоте и порочности. Комментируя такое мировое зрелище, Бахаулла писал: «Вскоре нынешний порядок будет свернут, и на смену ему предстанет новый». «Через некоторое время, — продолжал Он, — все правительства на земле изменятся. Угнетение охватит мир. И вслед за всеобщим потрясением солнце справедливости взойдет на небосклоне незримого царствия».
Когда мы обращаемся к другим Его писаниям, чтобы узнать больше о Его предупреждении о том, что этот «нынешний порядок» должен быть «свернут», мы читаем заявления и предсказания, подобные этим: «Настало время разрушения мира и его людей». «Приближается час, когда явится величайшее потрясение». «Настал обетованный день, день, когда над главами вашими и под стопами вашими хлынут мучительные испытания, возглашающие: “Вкусите, что сотворено руками вашими!”» «Вскоре вспышки Его кары и тлен ада обрушатся на вас». «Когда же придет назначенный час, внезапно явится то, от чего содрогнется все тело человечества». «Приближается день, когда ее [цивилизации] пламя пожрет города, когда Уста Величия возгласят: “Царство есть Бога, Всевышнего, Всехвального!”» «Грядет день, когда яростный гнев Вседержителя настигнет их. Воистину, Он Всесильный, Всепокоряющий, Наимогущественный. Он очистит землю от скверны их пороков и передаст ее в наследство тем из слуг Своих, что близки к Нему».
Из вышесказанного становится ясно, что Длань Провидения действует и исполняет замысел для человечества в этом Веке. «Замысел Бога, — заверяет нас Шоги Эффенди, — состоит в том, чтобы возвестить способами, которые лишь Он один может осуществить, и полное значение которых Он один может постигнуть, Великий, Золотой Век давно разделенного, давно страдающего человечества. Его нынешнее состояние, да и ближайшее будущее, мрачны, тревожно мрачны. Однако его отдаленное будущее лучезарно, достопамятно лучезарно — столь лучезарно, что ни одно око не может его узреть».
Давайте рассмотрим Первую мировую войну, которую Шоги Эффенди описал в своих трудах как «первую стадию колоссального потрясения, давно предсказанного Бахауллой». Хотя внешне это закончилось Мирным договором, Абдул Баха отметил: «Мир, мир, непрестанно возвещают уста властителей и народов, тогда как огонь неугасимой ненависти все еще тлеет в их сердцах». А затем в 1920 году Он писал: «Болезни, от которых сейчас страдает мир, умножатся; мрак, который его окутывает, будет усиливаться». И еще: «Непременно вспыхнет другая война, еще более ожесточенная, чем предыдущая». После того как в 1939 году разразилась Вторая мировая война, Шоги Эффенди назвал ее «бурей, беспрецедентной по своей жестокости» и «великим и могучим ветром Бога, рвущися в самые отдаленные и самые прекрасные уголки земли». После окончания этой войны и создания Организации Объединенных Наций Хранитель предвидел в 1948 году «еще более сильные потрясения» и ссылался на «крылья еще одного конфликта», которому суждено «затмить международный горизонт».
И, наконец, в своем последнем Послании к Ризвану в апреле 1957 года он оставил для потомков следующий анализ мировых условий в свете пророчеств и предсказаний, отмеченных в писаниях Веры:
Действительно, когда мы обозреваем ретроспективу, выходящую за пределы непосредственного прошлого, и рассматриваем, пусть даже бегло, превратности, поражающие все сильнее изнуряемое общество, и вспоминаем напряжение и стрессы, которым все больше подвергалась ткань отмирающего Порядка, то не можем не поразиться резкому контрасту, который обозначен, с одной стороны, накопленными свидетельствами упорядоченного развертывания и непрерывного умножения служб Административного Порядка, призванного стать предвестником мировой цивилизации, и, с другой, зловещими проявлениями острого политического конфликта, социальных волнений, расовой вражды, классового антагонизма, безнравственности и безбожия, недвусмысленно раскрывающих разложение и устаревание институтов несостоятельного Порядка.
На фоне этих прискорбных беспорядков — смятения и невзгод мучительного века — мы вполне можем задуматься о знаменательных пророчествах, изреченных почти восемьдесят лет назад Автором нашей Веры, а также о страшных предсказаниях, сделанных Тем, Кто служит безошибочным Толкователем Его учения, предвещающих всеобщие волнения, размах и интенсивность которых не имеют себе равных в анналах человеческой истории.
Яростное нарушение мирового равновесия; дрожь, которая охватит члены тела человечества; коренное преобразование человеческого общества; свертывание нынешнего Порядка; основополагающие изменения, затрагивающие структуру управления; ослабление столпов религии; расцвет диктатур; распространение тирании; падение монархий; закат религиозных институтов; рост анархии и хаоса; расширение и укрепление Движения левых; раздувание тлеющего огня расовой вражды в пламя; разработка адских машин войны; сожжение городов; заражение земной атмосферы — все это выделяется как знамения и предвестия, которые должны либо возвещать, либо сопровождать карательное бедствие, что, по предписанию Того, Кто есть Судья и Искупитель человечества, должно рано или поздно поразить общество, которое по большей части и на протяжении более века не внемлет Гласу Божьего Посланника в сей день — бедствие, которое должно очистить человеческий род от окалины его вековых пороков и спаять его составные части в крепко сплоченное, охватывающее весь мир Братство…
Таким образом, мы видим, что Божественный Врачеватель — одновременно и «Судия» человечества, и его «Искупитель».
Тот же Врачеватель, обращаясь к Своим последователям, «возлюбленным единого истинного Бога», писал: «Остерегайтесь дел мира сего и того, что к нему относится, и не вовлекайтесь в деяния тех, что внешне правят им. Единый Бог истинный, да возвысится слава Его, даровал земное правление монархам. Никому не дано право поступать наперекор взвешенным суждениям властей предержащих».
В другой Скрижали Он возложил на Своих последователей обязанность «вести себя по отношению к правительству страны, в коей они проживают, лояльно, честно и правдиво». Абдул Баха подтвердил те же принципы. Находясь в Америке, Он объяснил: «Сущность духа бахаи заключается в том, что для установления лучшего общественного порядка и экономических условий необходима верность законам и принципам правительства». И в одной Скрижали Он упомянул «неопровержимое повеление, данное Благословенным Совершенством» в Своих Скрижалях, а именно: «верующие должны повиноваться царям с предельной искренностью и верностью, и Он запретил им [верующим] вообще вмешиваться в политические проблемы. Он даже запретил верующим обсуждать политические дела». И, наконец, в Своей последней Воле и Завещании Он написал: «Мы обязаны подчиняться правительству страны и быть доброжелательными к нему...»
Нас также попросили поделиться с вами следующими двумя выдержками из писем, написанных Всемирным Домом Справедливости, и мы надеемся, что они помогут вам оценить значительную и жизненно важную роль, которую бахаи могут и должны играть в мир сегодня:
Шоги Эффенди говорит нам, что в мире действуют два великих процесса: великий План Бога, бурный в своем развитии, действующий через человечество в целом, разрушающий барьеры на пути к мировому единству и выковывающий человечество в единое тело в горниле страданий и опыта. Этот процесс приведет в назначенное Богом время к Малому миру, политическому объединению мира. Человечество того времени можно уподобить телу единому, но лишенному жизни. Второй процесс, задача вдохнуть жизнь в это единое тело — создать истинное единство и духовность, достигающие кульминации в Величайшем Мире, — это задача бахаи, которые сознательно, с подробными наставлениями и постоянным божественным руководством трудятся над возведением ткани Царства Божьего на земле, в которое они призывают своих ближних, тем самым даруя им вечную жизнь.
Выполнение Большого Плана Бога происходит таинственным образом, направляемым Им одним, но Малый План, который Он дал нам исполнять как нашу часть в Его великом замысле искупления человечества, четко очерчен. Именно этой работе мы должны отдать все наши силы, ибо больше ее делать некому.
–
…Бахаи нередко обвиняют в том, что они держатся в стороне от «настоящих проблем» своих собратьев. Но когда мы слышим это обвинение, давайте не будем забывать, что те, кто его выдвигает, обычно являются идеалистами-материалистами, для которых материальное благо есть единственное «настоящее» благо, тогда как мы знаем, что действие материального мира есть лишь отражение духовных условий, и до тех пор, пока духовные условия не изменятся, не может быть устойчивых изменений к лучшему в материальных делах.
Мы также должны помнить, что у большинства людей нет четкого представления о том, какой мир они хотят построить, и о том, каким образом его построить. Поэтому даже те, кто заботится об улучшении условий жизни, вынуждены бороться с каждым явным злом, привлекающим их внимание. Готовность бороться со злом, будь то в виде условий или воплощенным в злых людях, стала, таким образом, для большинства людей пробным камнем, с помощью которого они судят о моральной ценности человека. Бахаи, с другой стороны, знают цель, к которой они стремятся, и знают, что они должны делать шаг за шагом, чтобы достичь ее. Вся их энергия направлена на созидание добра, такого добра, которое имеет такую положительную силу, что перед ним исчезнет и испарится множество зол, в сущности негативных. Вступать в донкихотский турнир по уничтожению зла в мире, одного проявления за другим, — для бахаи напрасная трата времени и усилий. Вся его жизнь направлена на провозглашение Послания Бахауллы, возрождение духовной жизни своих ближних, объединение их в Боготворный Мировой Порядок, и тогда, по мере роста силы и влияния этого Порядка, он увидит мощь этого Послания, преобразующего все человеческое общество, постепенно решающего проблемы и устраняющего несправедливость, которая столь долго терзала мир.
Вы спросили, возможна ли Всемирная Федерация, когда не все страны обрели независимость. Ответ отрицательный. И Абдул-Баха, и Шоги Эффенди сравнивали возникновение Американской Республики и объединение «разнообразных и слабо связанных между собой элементов» ее «разделенной» общины в одно национальное целое, с единством мира и включением его федеративных единиц в «единую целостную систему». Точно так же как американская Конституция не позволяет одному штату быть более автономным, чем другим, так и нации мира должны пользоваться равным статусом в любой форме Всемирной Федерации. Действительно, одна из «свечей» единства, предвосхищенного Абдул-Баха, — это «единство в свободе».
Еще один вопрос заключается в том, правильно ли с моральной точки зрения хранить молчание, когда нарушается равенство. Возлюбленный Хранитель дал нам следующие указания в письмах, написанных от его имени. «Насколько друзья должны остерегаться когда-либо хоть чем-то отождествить себя или Дело с какой-либо политической партией, они также должны остерегаться другой крайности, никогда не принимая участие в других прогрессивных группах, в конференциях или комитетах, созданных для продвижения какой-либо деятельности, полностью согласующейся с нашим учением — как, например, улучшение межрасовых отношений».
Всемирный Дом Справедливости надеется, что вы и ваши соратники-бахаи в этой стране погрузитесь в учение Бахауллы, постараетесь следовать в личной жизни благородным нормам, установленным Им, и привлечете массы людей к сиянию Его славной Веры и дадите им возможность согреть свои сердца и зажечь свои души пламенем того неугасающего Огня, который «пылает и бушует в мире творения».
Всемирный Дом Справедливости попросил нас заверить вас в своих молитвах от вашего имени в Святых Усыпальницах.
С теплыми приветствиями бахаи,
Департамент Секретариата
Этот документ в формате MS Word
Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library
Всемирный Дом Справедливости
6 октября 1963 года
Всем Национальным Духовным Собраниям
Возлюбленные друзья!
Мы хотели бы поделиться с вами текстом следующей резолюции:
После молитвенного и внимательного изучения Священных Текстов, касающихся вопроса назначения преемника Шоги Эффенди как Хранителя Дела Божьего, и после длительного рассмотрения мнений Десниц Дела Божьего, пребывающих на Святой Земле, Всемирный Дом Справедливости определил, что нет никакого способа назначить, — или издать закон, который позволил бы назначить, — второго Хранителя после Шоги Эффенди.
Пожалуйста, поделитесь этим посланием с друзьями, находящимися под вашей юрисдикцией.
С исполненными любовью приветствиями,
Всемирный Дом Справедливости
Оригинал послания Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library
Всемирный Дом Справедливости
2 февраля 1983 г.
Всем Национальным Духовным Собраниям.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ БАХАУЛЛЫ ВО ВСЕХ СТРАНАХ.
МЫ СКЛОНЯЕМ НАШИ ГОЛОВЫ В БЕСКОНЕЧНОЙ БЛАГОДАРНОСТИ БЛАГОСЛОВЕННОЙ КРАСОТЕ ЗА ЕГО ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ, ПОЗВОЛИВШИЕ ДОМУ СПРАВЕДЛИВОСТИ ЗАНЯТЬ ЕГО ТОЛЬКО ЧТО ПОСТРОЕННУЮ ПОСТОЯННУЮ РЕЗИДЕНЦИЮ. ЭТО БЛАГОПРИЯТНОЕ СОБЫТИЕ ЗНАМЕНУЕТ НОВЫЙ ЭТАП В ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ СНАРЯЖЕНИЯ В ПЛАВАНИЕ БОЖЬЕГО КОВЧЕГА НА ГОРЕ ГОСПОДА, КАК БЫЛО ПРЕДВОСХИЩЕНО В СКРИЖАЛИ КАРМЕЛЬ, ИЗУМИТЕЛЬНОЙ ХАРТИИ ВСЕМИРНОГО ДУХОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА ВЕРЫ БАХАУЛЛЫ.
ЭТОТ ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ БОРЮЩЕЙСЯ ВЕРЫ, СЕЙЧАС ВЫХОДЯЩЕЙ ИЗ БЕЗВЕСТНОСТИ, ЭТОТ РЕШАЮЩИЙ ЧАС, ПРОНИКНУТЫЙ НЕИСЧИСЛИМЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, ПОРОЖДЕННЫМИ БЕРУЩИМИ ЗА ДУШУ ЖЕРТВАМИ ВОЗЛЮБЛЕННЫХ БРАТЬЕВ ИРАНЕ, ОТМЕЧЕННЫЙ ПОСЕЩЕНИЕМ ЧЛЕНАМИ ДОМА СПРАВЕДЛИВОСТИ ДВУХ СВЯТЫХ ГРОБНИЦ И ПЕРВЫМ СОБРАНИЕМ ЗАЛЕ ДЛЯ ЗАСЕДАНИЙ СОВМЕСТНО С ДЕСНИЦАМИ ДЕЛА АМАТУЛЬ-БАХА РУХИЙЕ РАББАНИ АЛИ АКБАРОМ ФУРУТАНОМ И СОВЕТНИКАМИ — ЧЛЕНАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ОБУЧЕНИЯ, ЧТОБЫ ВОЗНЕСТИ МОЛИТВЫ СМИРЕННОЙ БЛАГОДАРНОСТИ. ДАВАЙТЕ ЖЕ ВСЕ ВОЗРАДУЕМСЯ. ЕЩЕ РАЗ ВОЗНЕСЕМ ХВАЛУ ПРЕДВЕЧНОЙ КРАСОТЕ. ПУСТЬ НЕПРЕСТАННЫЕ УСИЛИЯ ДРУЗЕЙ ПОВСЮДУ ПРИБЛИЗЯТ НАСТУПЛЕНИЕ ТОГО ДНЯ, КОГДА ДИВНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ХРАНИМЫЕ В СКРИЖАЛИ КАРМЕЛЬ, БУДУТ ПОЛНОСТЬЮ ЯВЛЕНЫ И, КОГДА С БОЖЬЕЙ СВЯТОЙ ГОРЫ, КАК ПРЕДВИДЕЛ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ХРАНИТЕЛЬ, ПОТЕКУТ РЕКИ ЗАКОНОВ И ПРЕДПИСАНИЙ СО ВСЕПОБЕЖДАЮЩЕЙ СИЛОЙ И ВЕЛИЧИЕМ.
ВСЕМИРНЫЙ ДОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Оригинал текста телеграммы Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library.
Всемирный Дом Справедливости
21 июня 1968 года
Всем Национальным Духовным Собраниям
РАДЫ ОБЪЯВИТЬ ВАЖНОМ РЕШЕНИИ УЧРЕЖДЕНИИ ОДИННАДЦАТИ КОНТИНЕНТАЛЬНЫХ КОЛЛЕГИЙ СОВЕТНИКОВ ЗАЩИТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВЕРЫ ПО ТРИ ДЛЯ АФРИКИ АМЕРИКИ АЗИИ ПО ОДНОЙ ДЛЯ АВСТРАЛАЗИИ ЕВРОПЫ. СОВЕРШЕНИЕ ЭТОГО ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ШАГА ПОСЛЕ КОНСУЛЬТАЦИИ С ДЕСНИЦАМИ ДЕЛА БОЖЬЕГО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДУЩИХ ПРЕДПИСАННЫХ ФУНКЦИЙ ЭТОМУ ИНСТИТУТУ. КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ КОЛЛЕГИИ ВОЗЛОЖЕНА ОБЯЗАННОСТЬ В ТЕСНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ДЕСНИЦАМИ ДЕЛА НАПРАВЛЯТЬ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОЛЛЕГИИ И КОНСУЛЬТИРОВАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ СОБРАНИЯ. ДЕСНИЦЫ ДЕЛА БОЖЬЕГО ОТНЫНЕ УСИЛЯТ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ВЗЯВ НА СЕБЯ ВСЕМУ МИРУ РОЛЬ ЗАЩИТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВЕРЫ. ЧЛЕНЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ КОЛЛЕГИЙ БУДУТ ОБЯЗАНЫ ОТЧИТЫВАТЬСЯ ПЕРЕД КОНТИНЕНТАЛЬНЫМИ КОЛЛЕГИЯМИ СОВЕТНИКОВ. ДЕСНИЦЫ ДЕЛА ПРОЖИВАЮЩИЕ СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ В ДОПОЛНЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СВЯЗИ МЕЖДУ ВСЕМИРНЫМ ДОМОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ И КОНТИНЕНТАЛЬНЫМИ КОЛЛЕГИЯМИ СОВЕТНИКОВ БУДУТ СПОСОБСТВОВАТЬ БУДУЩЕМУ УЧРЕЖДЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ОБУЧЕНИЯ СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ ПРЕДЗНАМЕНОВАННОГО ПИСАНИЯМИ ВОЗЛЮБЛЕННОГО ХРАНИТЕЛЯ. ПОДРОБНЕЕ НОВОВВЕДЕНИИ БУДЕТ СООБЩЕНО В ПИСЬМЕ. ВОЗНОСИМ ПЫЛКИЕ МОЛИТВЫ СВЯЩЕННОГО ПОРОГА БОЖЕСТВЕННЫХ ПОДТВЕРЖДЕНИЯХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ШАГА НЕОДОЛИМОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ МОГУЩЕСТВЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПОРЯДКА БАХАУЛЛЫ.
ВСЕМИРНЫЙ ДОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Оригинал телеграммы Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library.
Всемирный Дом Справедливости
Отдел секретариата
29 ноября 2017 г.
Передано по электронной почте
[Адресовано трём бахаи]
Горячо любимые друзья-бахаи!
Всемирный Дом Справедливости получил ваше письмо от 21 июня 2017 года, в котором поднимались вопросы об участие общины бахаи в решении проблемы антропогенного изменения климата. Вы излагаете свои взгляды на современный дискурс, связанный с изменением климата, отмечая, что чувствуете оказываемое на вас давление с целью убедить вас принять крайнюю точку зрения касательно причин и предсказанных катастрофических последствий изменения климата, и поддержать соответствующую экономическую и социальную политику. Вы также делитесь своим мнением о том, что некоторые бахаи заняли жёсткую позицию в рамках такой экстремальной точки зрения, навязывая свои аргументы и подавляя мнения других верующих,— и, как следствие, вы опасаетесь, что они могут возвести требование предпринять в связи с этой проблемой какие-то действия до уровня религиозного принципа, тем самым вовлекая общину в партийные политические дебаты. Нас попросили передать вам следующее.
Дом Справедливости ценит то, что вы обратились к нему с целью разъяснить беспокоящие вас вопросы. Он приветствует возможность не только обсудить собственно проблему изменения климата, но и, в более широком плане, уточнить некоторые идеи о том, как бахаи должны понимать улучшение мира и способствовать ему.
Ваше письмо отражает глубокую озабоченность практическими границами научных знаний, их следствиями для государственной политики и их возможными искажениями в аргументах, выдвигаемых в пользу катастрофического антропогенного изменения климата,— которые вы считаете экстремальными, политизированными и не опирающимися на факты. Хотя вы не упомянули об этом, вы, несомненно, осознаёте, что ваш умеренный скептицизм в значительной степени омрачается в публичных дебатах другой экстремальной точкой зрения, которую пропагандируют правящие и привилегированные группы общества, полностью отрицающие изменения климата и пытающиеся принизить или оспорить соответствующие научные результаты. Поэтому конкретные опасения относительно возможного впадения в крайность одной из сторон дискуссии необходимо решать, не выступая в защиту другой крайности. Что касается изменения климата и других жизненно важных для общества вопросов, то бахаи должны остерегаться широко распространённой в современном дискурсе тенденции проводить грубые дихотомии, ни в коем случае не попадать в ловушку борьбы за власть и не участвовать в непримиримых дебатах, мешающих искать подлинные решения мировых проблем. Самым полезным и наиболее эффективным для человечества было бы оставить фанатичные споры и нацелиться на единые действия, опирающиеся на лучшие из имеющихся научных доказательств и основывающиеся на духовных принципах, тщательно обдумывать и периодически пересматривать свои действия в свете полученного опыта. Постоянный акцент на отыскании и усугублении разногласий, вместо поиска общих конструктивных моментов, приводит к впадению в крайности, что раздувает чувство гнева и питает неразбериху, тем самым подрывая нашу волю и способность что-то предпринимать в отношении жизненно важных вопросов.
Одна из самых насущных проблем человечества в нынешнем веке — это как может растущее, быстро развивающееся и ещё не объединённое население земного шара жить в гармонии с планетой и её ограниченными ресурсами при справедливом учёте интересов каждой группы. Когда организм начинает отрицательно влиять на свою экосистему или истощает её ресурсы, мы сталкиваемся с определёнными биологическими реалиями. Ограниченная доступность ресурсов и их несправедливое распределение провоцируют глубинные потрясения как в национальных социумах, так и на международном уровне, вплоть до массовых волнений и войн. Кроме того, конкретные схемы организации человеческих дел могут иметь разрушительные последствия для окружающей среды. Вопрос о влиянии на нас изменений климата, в какой степени они спровоцированы человеком и насколько их последствия могут быть смягчены, выступает сейчас основным аспектом этой более общей проблемы. Откровение Бахауллы прямо и косвенно затрагивает целый ряд таких проблем, указывая на необходимость гармонии между обществом и миром природы. Поэтому весьма важно, чтобы бахаи вносили свой вклад как в обдумывание этого вопроса, так и в соответствующие действия.
В Учении бахаи немало говорится о важности науки. «Учёные... действительно заслуживают поддержки со стороны людей всего мира»,— отмечает Бахаулла. Абдул-Баха писал, что «науки сего дня суть мосты к реальности» и неоднократно подчёркивал, что «религия должна находиться в согласии с наукой и разумом». Следует обратить внимание на тот факт, что когда Шоги Эффенди был задан некий научный вопрос, он ответил в письме, написанном от его имени, что «мы — религия, мы не имеем права выносить суждения по научным вопросам». В ответ на другие научные вопросы, поднимавшиеся в ряде случаев, он постоянно говорил бахаи, что такие вопросы должны исследоваться учёными.
Научные исследования вопроса о вкладе человека в глобальное потепление постепенно активизировались на протяжении последнего столетия и, в последнее время, достигли пика интенсивности. Хотя, естественно, среди отдельных учёных всегда существуют различия во мнениях, однако что касается вопроса о причинах и следствиях изменений климата, между экспертами в соответствующих областях в настоящее время наблюдается поразительная степень согласия. Обоснованные научные результаты, полученные с использованием надёжных научных методов, дают нам знания, которые уже могут стать базисом для практических действий; в конечном счёте, результаты этих действий должны стать объектом дальнейших научных исследований и выдержать столкновение с объективными фактами физического мира. В спектре обсуждаемых вопросов,— среди которых мера вины человека, прогнозы возможных будущих последствий и варианты ответных действий,— некоторые аспекты, конечно, подтверждаются научными данными в меньшей степени и, следовательно, подвергаются дополнительному критическому анализу.
Столь сложное явление, как изменение климата, не может быть выражено в простых лозунгах или прямолинейных политических рецептах. Даже когда имеется консенсус в отношении некоторых основополагающих фактов, может существовать множество разных представлений о том, что делать в ответ на эти факты, и проблема усугубляется, когда существует неопределённость или когда основные факты оспариваются по политическим мотивам. Но, несмотря на то, что публичные обсуждения нередко действительно могут иметь местечковый или высокоэмоциональный политический компонент, более примечательным следует считать тот факт, что, несмотря на трудности, испытываемые государствами при поиске согласия по многим важным вопросам, правительства почти всех стран на Земле, собравшись не так давно в Париже, достигли политического консенсуса в отношении общей программы действий в ответ на изменения климата, причём было запланировано, что эта программа будет эволюционировать по мере накопления практического опыта. Более века назад Абдул-Баха упомянул «единство цели во всемирных предприятиях, кульминацию чего мы вскоре увидим». Недавно принятое международное соглашение по изменению климата, невзирая на все свои недостатки и ограничения, стало ещё одной яркой демонстрацией этого свершения, предвосхищённого Абдул-Баха. Это соглашение — отправная точка для конструктивных мыслей и действий, которые с течением времени могут быть уточнены или пересмотрены на основе опыта и новых открытий.
Хотя фундаментальные принципы бахаи запрещают им участвовать в узкопартийных политических делах, не следует истолковывать этот запрет в том смысле, что он не допускает полного и активного участия друзей в поиске решений неотложных проблем, стоящих перед человечеством. Учитывая, что вопрос об изменении климата порождает социальные, экономические и экологические проблемы во всём мире, заинтересованные верующие, учреждения и агентства бахаи, естественно, так или иначе решают его на местном, региональном, национальном и международном уровнях. Однако это не означает, что связанные с такими инициативами умозаключения о научных воззрениях на изменения климата следует толковать или представлять как вопросы религиозных убеждений или обязательств. Разные бахаи, учитывая разницу в их уровне образования, будут по-разному понимать научные идеи в целом, равно как и открытия касательно изменений климата в частности, и будут склоняться к разным действиям, и они вовсе не обязаны придерживаться единомыслия в таких вопросах. Всякий раз, когда бахаи участвуют в мероприятиях, связанных с этой темой в более широких кругах общества, они могут помочь внести свой вклад в конструктивный процесс, подняв дискурс выше мелочных политических соображений и корыстных интересов, стараясь достичь единства мысли и действий. Эти усилия могут вдохновляться уже известными концепциями бахаи; например, письмо Дома Справедливости от 1 марта 2017 года рассматривает моральные аспекты потребления и чрезмерного материализма, напрямую связанные с эксплуатацией и разрушением окружающей среды. Для затравки дискуссии, без сомнения, можно использовать множество не вызывающих желания спорить и общих для всех участников аспектов, в которых усилия по решению вопроса об антропогенном изменении климата соответствуют широко принятым подходам к улучшению экологии. Области сотрудничества с другими людьми могут расширяться по мере того, как приобретается соответствующий опыт и накапливаются знания.
В тех частях мира, где дискуссии вокруг проблемы антропогенного изменения климата действительно зашли в тупик по причине взаимной ожесточённости спорщиков, бахаи должны остерегаться того, чтобы этот фанатичный раскол не пустил корни в общине. Это вполне может означать, что некоторые лица или учреждения должны учитывать, в какой степени их взгляды на действия, требуемые для изменения климата, отражают чрезмерно радикальную позицию, будь то в плане как преувеличения проблемы, так и её преуменьшения. Концепции и принципы, связанные с совещанием бахаи, подскажут друзьям, как они должны взаимодействовать между собой и как им следует участвовать в общественных дискуссиях и социальных действиях. Совещание предоставляет средства, с помощью которых может быть достигнуто общее понимание и выработано коллективное направление действий. Всё это предполагает свободу, уважение, достойное и справедливое стремление группы людей к обмену мнениями, поиску истины и попыткам достичь консенсуса. Первоначальное различие во мнениях становится отправной точкой для изучения вопроса с целью достижения более глубокого понимания и согласия; оно не должно становиться причиной злобы, отвращения или отчуждения. Действуя в единстве, можно проверить конкретный выбранный курс действий, в затем пересматривать его, по мере необходимости, в процессе самообучения. В противном случае, как объясняет Абдул-Баха, «упрямство и настаивание на своих взглядах приведут, в конечном счёте, к раздорам и спорам, а истина останется сокрытой».
Не менее важным для такого участия следует также считать более внимательное отношение к словам Бахауллы касательно принципа умеренности и применения этого принципа на практике. «Во всех делах желательно соблюдать умеренность,— говорит Он.— Если что-либо будет доведено до крайности, то станет источником зла». Этот призыв к умеренности включает, в частности, манеру речи, которой нужно придерживаться, чтобы в итоге прийти к взвешенным выводам. «Человеческая речь есть сущность, стремящаяся оказать влияние, и она нуждается в умеренности»,— пишет Бахаулла. «Одно слово подобно весенней поре — от него нежные ростки в розовом саду знания начинают зеленеть и цвести, другое же действует, словно смертельный яд»,— объясняет Он. «Предусмотрительный и мудрый будет говорить кротко и терпеливо, дабы сладость слов его помогла всякому человеку достичь того, что подобает его положению». Под умеренностью Бахаулла никоим образом не подразумевает всего лишь компромисс, размывание правды, лицемерие или утопический всеобщий консенсус. Умеренность, к которой Он призывает, требует положить конец разрушительным крайностям, от которых страдает всё человечество и которые разжигают непрекращающиеся споры и беспорядки. Умеренность в обсуждении и действиях — прямая противоположность волюнтаристскому навязыванию своих взглядов с опорой на силу, равно как и настойчивой пропаганде идеологических целей, что препятствует поиску истины и сеет семена непрекращающейся несправедливости. Умеренность — это практическая и принципиальная точка зрения, стоя на которой, можно без предрассудков признавать и принимать достоверные и полезные идеи независимо от их источника. «Тот, кто держится справедливости, не должен ни при каких условиях преступать границ умеренности,— заявляет Бахаулла.— Направляемый Всевидящим, во всём различит он истину».
Дом Справедливости полагает, что, исполняя все аспекты своей работы по построению общины, социальным действиям и участию в общественных дискуссиях, отдельные верующие, общины и учреждения Веры будут постоянно расти в своём потенциале, стараясь внести уникальный и эффективный вклад в решение многочисленных проблем, затрагивающих общество и планету,— включая те, которые относятся к изменениям климата.
С любовью и приветствиями бахаи,
Отдел секретариата
Перевод В. Чупина
Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library.
Подкатегории
Послания к Ризвану
Послания Всемирного Дома Справедливости к Ризвану