Д-р. Джон Уолбридж
Опубликовано в Sacred Acts, Sacred Space, Sacred Time: Baha'i Studies volume 1
Oxford: George Ronald, 1996
Пост — это добровольное воздержание от пищи, особенно в религиозной практике. Пост бахаи происходит в девятнадцатый месяц (`Ала') года бахаи, 2-20 марта. Бахаи в возрасте старше пятнадцати лет воздерживаются от еды и питья в течение дня от восхода до заката.
Пост как религиозная практика
Пост практикуется с начала истории и фактически во всех культурах. Он может принимать различные формы: воздержание от употребления определенных любимых продуктов пользующихся спросом, как правило мяса; полное воздержание от приема пищи, а иногда и питья в течение определенного времени; или постоянные ограничения в диете — например, прием пищи только один раз в день. Это зачастую бывает связано с другими мерами по самоограничению, такими как воздержание от сексуальных отношений и отказ от всевозможной роскоши. В качестве религиозной практики пост служит различным целям: подготовка к деяниям или новому этапу жизни, трауру, покаянию, очищению, молитве, для обретения снов и видений, моральных или религиозных протестов.
Несколько примеров дадут представление о формах и целях поста:
- Одним из этапов посвящения во взрослые у американских индейцев является пост, когда мальчики постятся в пустыне, стремясь увидеть духа-хранителя.
- Посты часто являются частью ритуалов, связанных с рождением, браком и смертью.
- Древние евреи постились во время опасности или стихийных бедствий, как в знак покаяния и для того, чтобы отвратить гнев Божий.
- Современные евреи постятся в течение двадцати четырех часов в знак покаяния на Йом-кипур.
- Священники, праведники и колдуны различных обществ соблюдают пост в рамках подготовки к определенным ритуалам.
- В большинстве мистических и монашеских традиций пост практикуется как средство очищения, особенно для новичков.
- Католики традиционно воздерживаются от мяса в период Страстей Господних.
- В наши дни пост иногда используется как форма морального протеста.
Пост в Исламе
После обязательной молитвы, пост является самой важной ритуальной обязанностью мусульман; это один из пяти столпов Ислама. Оставляя за скобками сложные правила, разработанные исламским духовенством, о посте в Исламе можно сказать, что он состоит из воздержания от всякой пищи, питья и сексуальных отношений с первых лучей солнца на рассвете до последних после захода. Основной пост занимает весь месяц Рамадан, девятый месяц исламского года. Этот пост является обязательным для всех мусульман, достигших возраста половой зрелости, за исключением тех, кто путешествует или не может поститься по состоянию здоровья, например, из-за болезни, беременности, старости и тому подобное. Те, кто не постится, обязаны возместить, предпочтительно постом в другое время, либо накормив бедных. Те, кто намеренно не постился или специально нарушил пост, должны компенсировать постом в течение двух месяцев или накормив шестьдесят неимущих. Поскольку мусульманский год на одиннадцать дней короче солнечного года, пост Рамадан может прийтись на любой сезон года. Начало месяца, следующего за Рамаданом, отмечается как Ид аль-Фитр, праздник разговения, и является одним из главных праздников исламского года. Он отмечается торжествами и празднованиями, длящимися несколько дней. Пост также поощряется в другие времена года, особенно два месяца перед Рамаданом, в определенные дни недели и месяца, и по некоторым памятным датам. Пост также предписан в Коране как искупление за преступления, начиная от непредумышленного убийства до нарушения клятвы. Правила для таких постов такие же, как для поста в Рамадан. Коран определяет пост в качестве обязательства, которое было наложено в более ранних религиях. Мусульмане в целом считают, что цель поста заключается в очищении и смирении человеческой души.
Пост баби и бахаи
Пост бахаи установлен в Китаб-и-Агдас и занимает практически такое же высокое положение, что и в Исламе. Несколько раз в писаниях Бахауллы подчеркивается важность поста, и он, наряду с обязательной молитвой, считается самым значимым ритуальным обязательством.
По словам Самого Бахауллы пост бахаи происходит из поста, предписанного в Баян. Пост, назначенный Бабом, упоминается и в Арабском и в Персидском Баяне и приходится на последний месяц календаря баби, месяц Ала, приблизительно со 2 по 20 марта. Верующие начинали поститься с одиннадцатилетнего возраста (численный эквивалент huva, `He') и до сорока двух лет (bala, `Yea'). Дети могли поститься до полудня первые одиннадцать дней. Люди старше сорока двух лет были освобождены от поста. Соблюдающие пост должны были воздерживаться от употребления пищи, питья и сексуальных отношений с рассвета до заката. Предпочтительнее, начиная несколько раньше восхода и заканчивая немногим после захода солнца. Никаких исключений не было упомянуто. Баб говорил, что подлинное значение поста заключается в воздержании от любви ко всему, кроме Богоявления. Будет ли пост в будущем зависело от Того Кого Бог проявит.[i]
Хотя Бахаулла признал пост Баба, Он во многом изменил детали, регламентирующие его исполнение. Пост бахаи предписан всем верующим начиная с возраста зрелости, которым у бахаи считается пятнадцатилетие, и до семидесяти лет. Ничего не сказано про пост для детей. Освобождаются от поста путешествующие, чье путешествие занимает минимум девять часов или два часа пешком. Если они прерывают свое путешествие более чем на девятнадцать дней, то освобождаются от поста только на первые три дня после своего прибытия. Если они вернулись к себе домой, они должны начать пост сразу по прибытии. Не постятся больные. Женщины, ожидающие ребенка или кормящие грудью. Женщины во время месячных, они должны девяносто пять раз повторить фразу в промежутке между полуднем одного дня и полуднем другого: «Славен будь Бог, Господь Сияния и Красоты».[ii] Занятые тяжелым трудом; им рекомендуется проявлять благоразумие и умеренность при пользовании правом освобождения от поста. Эти же категории людей освобождены от поста и в Исламе. Бахаулла не требует наверстывать пропущенные дни поста позже, и Он не упоминает о воздержании от сексуальных отношений*. Человек, освобожденный от поста в какое-либо время дня, освобождается от него на весь день. В отношении курения Абдул-Баха объяснял, что в арабском языке это звучит как «питье дыма» и поэтому курение запрещено на время поста.[iii]
Обязанность поститься распространяется на бахаи всех стран, однако, это индивидуальное обязательство и не подвластно контролю со стороны административных институтов бахаи. Второстепенные предписания, относящиеся к посту, такие как курение, в настоящее время распространяются только на бахаи выходцев со Среднего востока.[iv] Бахаи разрешается поститься также в иное время года, но это не поощряется и редко практикуется. Бахаулла разрешил давать обеты поститься, но предпочтительнее, чтобы такие обеты «служили тому, что принесет пользу человечеству».[v] Во время своего пребывания в Эдирне Бахаулла явил несколько молитв о посте (мунаят или алвах-и-сиям), хотя одна из них и содержит упоминание Акки. В писаниях бахаи эти молитвы, некоторые довольно длинные, являются важнейшим утверждением духовного значения поста. Например, «…Ты заповедал всякому человеку поститься, дабы сим он очистил душу свою и отрешился от всякой привязанности к иному, кроме Тебя…»[vi] Пост приемлем только если соблюдается исключительно из любви к Богу.
[i] Баб, Арабский Баян 8:18; Персидский Баян 8:18.
[ii] Бахаулла, Китаб-и-Агдас, К13.
[iii] Бахаулла, Китаб-и-Агдас, п. 32
[iv] Когда я получил эту часть по почте, то в ней не было соответствующей цитаты (прим. ред.)
[v] Бахаулла, Китаб-и-Агдас, ВиО 71
[vi] Baha'u'llah, Prayers and Meditations, p. 79.
* Один из посетителей сайта «Архивы — память общины» обратил внимание, что в Китаб-и-Агдас имеются такие строчки: «Воздерживайтесь от пищи и питья с восхода до заката и остерегайтесь, дабы вожделение не лишило вас благодати, назначенной в Книге» (Китаб-и-Агдас, К17).
Дополнительные материалы о посте бахаи смотрите в базе знаний на сайте «Архивы — память общины»
В. Сухомлинский
Полетела Пчела в поле за медом — далеко-далеко. А солнышко уже к закату клонится. Нашла Пчела большое тыквенное поле. У тыквы цветы большие, лепестки желтые, яркие, как солнце. Летала Пчела от одного цветка к другому, собирала мед. Подняла головку, посмотрела вокруг и вскрикнула по-пчелиному от страха: солнышко зашло, в небе звездочки мерцают, в поле сверчок поет. «Что же мне теперь делать?» — думает Пчела.
— Садись ко мне под лепестки, — говорит ей Тыквенный Цветок. — Переночуешь, а утром домой полетишь.
Села Пчела на сладкие тычинки, закрыл ее Цветок лепестками.
Спит Тыквенный Цветок. Спит Пчела. Спит поле. Весь мир спит, только звездочки в небе мерцают.
Вот и солнышко показалось из-за леса. Тыквенный Цветок открыл лепестки. Проснулась Пчела. Время домой лететь. Но в маленьком пчелином сердце что-то задрожало — грустное и теплое. Что-то задерживало Пчелу возле Цветка.
Поклонилась низенько Пчела Тыквенному Цветку и сказала:
— Спасибо тебе, Цветок, за гостеприимство. Цветок вздохнул. Ему тоже не хотелось расставаться с Пчелой.
Но солнце уже поднялось над горизонтом, пел жаворонок в небе, летали бабочки — начался день. Пчела покружила над Тыквенным Цветком и полетела домой, понесла мед детишкам.
В книге "Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах" после прочтения этой сказки предлагается задать детям такие вопросы:
- Как вы думаете, почему пчеле было трудно расстаться с тыквенным цветком?
- Если вы встречаете добрых людей, трудно ли вам расставаться с ними?
- Придумайте несколько правил гостеприимства. Например: всегда встречать гостей с улыбкой, придумать для своих гостей интересное занятие.
Гостеприимство, урок 14. В книге: А. Лопатина, М. Скребцова. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах (Для занятий с детьми дошкольного возраста). — М.: ООО "Книжный Дом Локус", 2002. — 320 с. — (Серия "Образование и творчество").
Хасидская притча
(Обязательно прочитайте и комментарий)
Прослушать притчу о гостеприимстве
(Текст Читает: Илья Прудовский)
Родители Баал Шем Това славились своим гостеприимством. Каждую неделю они приглашали в свой дом какого-нибудь нищего странника, чтобы он мог вместе с ними отпраздновать Шаббос(1). Они кормили бедняка, давали ему приют, а по окончании Шаббос вручали деньги и пищу на дорогу. Бог обратил внимание на их великодушие, и, как это часто случается, вслед за Богом заметил их и Сатана, Обвинитель(2).
Бог решил благословить эту семью ребенком, но Сатана захотел прежде испытать гостеприимство супругов, чтобы выяснить, действительно ли они творят добро просто так или же в их сердцах таится надежда на какую-нибудь небесную награду. Понимая, что Сатана постарается любым способом заманить этих людей в какую-нибудь ловушку, пророк Илия попросил у Господа разрешения пойти к ним вместо Искусителя. Бог дал свое согласие, и в ближайший Шаббос Илия(3) спустился на землю.
Он переоделся нищим, взял в руки посох и заплечный мешок, — что является нарушением Шаббос(4), — и субботним днем постучался в дверь праведников. Едва Элиэзер отворил дверь, как нищий оттолкнул его в сторону и вошел.
— Доброй субботы, — проговорил он, — я голоден и нуждаюсь в приюте.
Элиэзер поприветствовал странника, а его жена поставила на стол третью субботнюю трапезу(5). Гость поел и улегся отдыхать, не поблагодарив ни хозяев дома, ни Создателя. Вечером, когда Шаббос закончился, супруги приготовили ему Мелаве Малка(6). И снова, поев, он не выказал ни малейшей благодарности. Пришелец переночевал в этом доме, и наутро ему дали пищи и достаточно денег, чтобы он мог продолжить свой путь. Тут нищий открылся, что он — пророк Илия.
— Я пришел испытать ваше гостеприимство, — сказал он, — проверить, насколько вы искренни. Вы с честью прошли испытание, поскольку, несмотря ни на что, были добры ко мне, ни словом не осудили мое возмутительное поведение и не стыдили меня. Бог доволен вами и считает вас достойными сына, который станет светом для очей всего Израиля.
Вскоре у них действительно родился сын — Баал Шем Тов.
Комментарий Рами Шапиро
Что значит открыть дверь страннику? Что наделяет это действие духовным измерением? О необходимости любить соседа (то есть ближнего) Тора говорит лишь один раз (Левит 19:18), но более тридцати раз напоминает о любви к «дальнему» — к постороннему, незнакомцу! Почему? Гостеприимство подразумевает вы ход за пределы дуалистического мышления (я — другие, мы — они). Ты открываешь дверь лишь после того, как раскроешь свое сердце. Таким образом, гостеприимство есть отражение твоего духовного мира.
Тот, кто любит Бога, но опасается незнакомого странника, совсем не понимает Бога. Бог — это Другой, являющий Себя во всех других. Любовь к Богу и гостеприимство — совершенно сходны, в них одинаково находит свое выражение одна и та же истина: всё есть Бог. Родители Бешта видели проявление Бога в каждом страннике, в каждом чужаке, и потому не были чужими Господу. Их близость к Богу отразилась на близости между ними двумя, и в результате родился Баал Шем Тов, показавший миру Того, в Ком пребывают все другие.
1. Шаббос — Шаббат (суббота), седьмой день недели.
2. Сатана. — Слово сатан (иврит) означает «противник» (в суде, споре или на войне). В позднейших книгах Библии Сатана выступает как личность, Божий «прокурор».
3. Илия — пророк (IX в. до н. э.), избежавший смерти и вознесшийся на небо в огненной колеснице (2 Книга Царей, гл. 2). В талмудистских преданиях Илия возвращается на землю, чтобы помогать нуждающимся.
4. Носить что-то в руках за пределами дома в субботу считается работой и, следовательно, нарушением запрета работать в этот день.
5. В Книге Исхода (16:25) Моисей наставляет народ относительно субботней пищи. Поскольку при этом он трижды использует слово «сегодня», принято вкушать три субботние трапезы: в пятницу вечером, в субботу в полдень и в субботу ближе к вечеру. Последняя трапеза называется Шалош Сеудос или Сеуда Шлишит, то есть «третья трапеза».
6. Мелаве Малка («проводы Царицы») — торжественная трапеза в завершение субботы. Символизирует проводы Царицы-Субботы обратно на Небеса до следующей субботы.
О сын бытия! Твое сердце - обиталище Мое; освяти его для Моего сошествия. Твой дух - место откровения Моего; очисти его для Моего явления.
Бахаулла, Сокровенные слова, с ар. 59
О суть вожделения! Сколько раз на рассвете направлялся Я из владений Беспредельного в твое обиталище и находил тебя на ложе праздности в общении с иными, чем Я. Тогда, подобно молнии духа, Я возвращался в царства небесной славы и в Моих горних пределах не упоминал о сем пред воинством святости.
Бахаулла, Сокровенные слова, с пер. 28
О раб мира сего! Сколько раз на восходе веял над тобой ветерок любви Моей и находил тебя на ложе нерадения в глубоком сне. Оплакивая участь твою, возвращался он туда, откуда изошел.
Бахаулла, Сокровенные слова, с пер. 30
Также рекомендуем сказку В. Сухомлинского "Пчела и тыквенный цветок" и подборку цитат на тему гостеприимства.
Гостеприимство — это одна из лучших черт характера, которая закладывается не только воспитанием, а и осознанным желанием искренне дружить и служить.
— НДС Украины
Здесь собраны материалы, которые могут пригодиться для организации молитвенной встречи, углубления или детских классов на тему гостеприимства.
Дух гостеприимства должен быть основой встреч бахаи, особенно Праздников Девятнадцатого Дня.
Дух любви и нежной заботы должен быть столь силен, чтобы незнакомец ощутил себя другом, а враг — истинным братом...
— Абдул-Баха
(Воля и Завещание Абдул-Баха [Текст] = The Will and Testament of 'Abdu'l-Baha / Пер. с англ. — 2-е изд., испр.— М.: ЦРО «Община последователей Веры Бахаи в России», 2011.—32 с. Стр.15)
Гостеприимство. Подборка цитат.
Сказка В.Сухомлинского "Пчела и тыквенный цветок"
Голодный кафтан
В своем скромном будничном кафтане мулла отправился на праздник к одному знатному горожанину. Он очутился среди блистающих великолепием нарядов из шелка и бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Муллу умышленно не замечали, презрительно морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств. Тогда мулла пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь халиф. Как же все гости стали заискивать перед ним! Каждый старался вступить с ним в разговор или по крайней мере запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья. Вместо того чтобы есть, мулла запихивал их в широкие рукава кафтана. Шокированные и заинтригованные гости осаждали его вопросами: "О господин, что это ты делаешь? Почему ты не ешь того, что мы тебе предлагаем?" А мулла, продолжая набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: "Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, чего заслуживает".
Цит. по Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем. / Общ. ред. А.В. Брушлинского и А.З.Шапиро, предисл. А.В. Брушлинского, коммент. А.З. Шапиро. – М.: Прогресс, 1992. – 240 c. Стр. 105
Можно посмотреть мультик "Грибок-теремок" по сказке Сутеева. Про гостеприимный грибок, который под дождичком вырос. В программу включить молитвы и Писания со словами про "дождь" или "облака милости". И за детей прочитать, где слова "вырасти, развиться и предстать в наилучшей красе". Такую молитвенную встречу хорошо летом провести, когда свечки в жару зажигать не хочется...
В книге А. Лопатиной и М. Скребцовой «Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах» для детей предлагается такое здание. Выполняется в парах. Попросите детей составить сценку-диалог между гостеприимным хозяином и гостем, а потом показать ее всем.
В этой же книге есть игра «Гостеприимные хозяева».
Попросите детей перечислить, кто или что на земле может быть гостеприимным, например: лес, парк, дом, семья, сад, поле, река и т.д. Всё перечисленное детьми записывается на доске. Затем дети делятся на группы и выбирают какое-либо одно слово из записанных на доске. Дети должны придумать и рассказать от лица того, кого они выбрали, не называя это, как они будут принимать своих гостей. Все угадывают, кого или что представляет очередная группа.
Также даются несколько вопросов для беседы:
- Каким должен быть дом, чтобы его можно было назвать гостеприимным?
- Расскажите о каком-либо гостеприимном доме, в котором вы побывали.
- Что вы можете сделать, чтобы ваш дом или квартира стали гостеприимнее?
Дополнительно гостеприимным хозяевам можно постараться найти конфеты и печенья в форме грибов. Приготовить кушанья из грибов. Также можно объявить о грибной теме встречи заранее и предложить всем поучаствовать в приготовлении угощения. Только, пожалуйста, объявляйте об этом в такой форме, чтобы не перечеркнуть саму суть гостеприимства.
Гостеприимство — это масса мелочей-невидимок. Например, музыка как фон, чтоб звучала все время (а иначе звуки квартирные и соседские слышны).
Часть собранных здесь материалов ориентированы на детей. Но и взрослым некоторые детские элементы, например, просмотр мультфильма и угощения могут понравиться.
Также можно поразмышлять над строчками, написанными в примечании Китаб-и-Агдас:
29. сии дни даяния, что предшествуют дням воздержания\16
Бахаулла повелел Своим приверженцам посвящать эти дни празднованию, веселью и благотворительности. В одном из писем, написанных от имени Шоги Эффенди, разъясняется, что «Вставные дни предназначены для проявления гостеприимства, приношения даров и проч.»
82. Воистину, предписано вам, дабы вы устраивали ежемесячно праздник с угощением\57
Данное предписание стало основой для ежемесячных празднеств Бахаи и определило структуру Праздника Девятнадцатого Дня. В арабском Байане Баб призывает Своих последователей собираться вместе раз в девятнадцать дней, дабы являть гостеприимство и дружество. Здесь Бахаулла подтверждает это предписание, подчеркивая объединяющую роль таких встреч.
Говард Колби Айвз вспоминает об одном обеде, на котором Абдул-Баха лично прислуживал ему с величайшей щедростью, настоятельно советуя кушать и кушать и быть счастливым. Сам Абдул-Баха не ел, но по-царски прохаживался вокруг стола, улыбаясь, разговаривая и прислуживая. Айвз также писал, об Абдул-Баха, что «Он был известен тем, что сам готовил пищу для своих гостей. Он никогда не переставал следить за тем, чтобы комната, где принимали посетителей, была как можно более удобной, совершенно не заботясь при этом о Своем собственном комфорте». Когда Его однажды попросили стать почетным председателем одного Собрания бахаи, Он ответил очень просто: «Абдул-Баха слуга».
Также смотрите
- Издание Мой дом. / Европейская рабочая группа по вопросам семьи под руководством Европейской коллегии советников. Пер. с англ. – М., 2001. – 72 с. Там есть глава про гостеприимство.
- Гостеприимство, урок 14. В книге: А. Лопатина, М. Скребцова. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах (Для занятий с детьми дошкольного возраста). — М.: ООО "Книжный Дом Локус", 2002. — 320 с. — (Серия "Образование и творчество").
- Урок шестой. Законы гостеприимства. В книге: А. Лопатина, М. Скребцова. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах (Для занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста). М.: ООО "Книжный Дом Локус", 2003. — 384 с. — (Серия "Образование и творчество").
- У нас в Фейсбук есть альбом «Гостеприимство»
-
Вы также можете использовать различные игры, собранные у нас на отдельной странице.
-
Существуют хорошие песни, которые можно спеть всем вместе или послушать. Например, песня My Home (music - Philippines Baha’is. На слова Абдул-Баха)
Можно подыскать поговорки/пословицы про гостеприимство. А также стихи, стишки, сказки, клипы, фильмы... Присылайте свои идеи и материалы!
Познавательное занятие
Длительность: 5 мин.
Необходимые материалы: картонная (или любая другая непрозрачная) коробка, контейнер с ростками, место у окна.
За 3-5 дней перед занятием на хорошо освещенном месте прорастите семена.
Если это занятие используете в составе урока, то можно в самом начале прочитать с детьми хотя бы одну молитву о руководстве.
Предложите детям посмотреть на семена у окна. Задайте вопрос, направляются ли эти семена светом? Пусть дети выскажут свои предположения. Предложите способ выяснить это наверняка.
Возьмите картонную коробку и положите ее на одну из сторон, чтобы коробка была открыта в сторону детей. Поместите контейнер с ростками в коробку. Разверните коробку по горизонтали, чтобы открытая сторона теперь была обращена в сторону окна, и растения получали свет только с одной стороны.
Спросите детей, как этот эксперимент может показать, что свет направляет ростки? Кто из них думает, что коробка изменит поведение растений?
Может потребоваться пара дней, прежде чем освещение скажется на семенах. Напоминайте детям время от времени проведывать ростки, не изменяя положение коробки или контейнера с семенами.
О Боже, направляй меня, защищай меня, сделай меня светильником ярким и лучезарной звездой. Ты Могуществен и Силен.
— Абдул-Баха
О Боже! Воспитывай сих детей. Чада сии — растения сада Твоего, цветы Твоего луга, розы Твоего цветника. Дай дождю Твоему излиться на них; дай Солнцу Истины осиять их любовью Твоей. Дай дуновению Твоему освежить их, дабы им вырасти, выучиться, развиться и предстать в наилучшей красе.
Ты Дарующий. Ты Сострадательный.
— Абдул-Баха
По материалам: Teacher's Toolbox Year One 167 B. E. (2010)
National Spiritual Assembly of the Bahá'ís of the United States
Office of Education and Schools, Evanston, IL USA
Это занятие можно приурочить к Празднику Девятнадцатого Дня Свет. В нашей базе знаний имеются и другие материалы, посвященные Празднику Девятнадцатого Дня свет. Присылайте дополнения!