С заходом солнца 25 февраля мы вступили в волшебную череду дней, называемых мистическим словом «Айам-и-Ха».
Нам хорошо известно, что по календарю бахаи год состоит из 19 месяцев по 19 дней в каждом и, таким образом, до солнечного года ему не хватает четырех (в високосный год пяти) дней. Эти дни, называемые также вставными днями, помещены между предпоследним и последним месяцами года и носят название Айам-и-Ха - дни веселья, гостеприимства и подношения подарков.
Об этих днях Бахаулла писал:
Во дни сии людям Баха подобает устраивать хорошее угощение для себя и своих родных, а кроме них – для бедных и нуждающихся, и с радостью и ликованием приветствовать и славить Господа своего, петь ему хвалу и возвеличивать Имя Его.
Но что значат дни Айам-и-Ха для каждого из нас? И много ли мы знаем об этих днях? Быть может, обращение к истории нашей Веры поможет лучше понять их значение и положение.
В таком случае, начать стоит с самого календаря, введенного Бабом и утвержденного Бахауллой.
У суннитов есть прекрасная молитва, обычно читаемая во время поста в месяц Рамазан, в которой к Богу обращаются по Его именам. В этой молитве 19 обращений, каждое из которых упоминает одно из имен и первым является имя «Баха» (Слава). Баб употребил эти имена в том же порядке и присвоил их 19 месяцам календаря (например, «Величие», «Совершенство», «Воля», «Знание», «Честь», «Красота», «Милость»). Позже Бахаулла отметил, что календарь ведет отсчет с 1844 г. (года декларации Баба). Интересно, что и дни недели в календаре бади (теперь ставшем календарем бахаи) названы качествами Бога, вместо простого использования порядковых чисел (от которых происходят названия дней недели в принятом сегодня календаре: вторник – второй и т.д.).
Явив календарь бади, Баб не указал точное место для вставных дней. Некоторые из ранних верующих включали их в месяц Поста, другие прекращали поститься за 4-5 дней до Навруза. В Китаб-и-Агдас Бахаулла именовал вставные дни «Айам-и-Ха» и определил их местоположение:
Дни, остающиеся от месяцев, да будут помещены перед месяцем Поста. Мы распорядились, дабы они среди всех ночей и дней были проявлениями буквы «Ха», и посему они не связаны ограничениями года и месяцев его. …а когда закончатся сии дни даяния, что предшествуют дням воздержания, да приступят они к Посту.
Получается, что Айам-и-Ха отчасти предназначены для духовной подготовки к Посту, служат напоминанием о его приближении и способом воспитания отрешенности от материального, так необходимой во время Поста.
Айам-и-Ха буквально означает «дни Ха». «Ха» – буква в арабском языке, соответствующая русской «Х», и одна из трех арабских букв, составляющих слово «Баха». И Баб, и Бахаулла следовали арабской традиции, по которой каждой букве присваивалось соответствующее численное значение, и цифрам и буквам придавался духовный смысл. В системе абджад эта буква арабского алфавита имеет численное значение 5, что соответствует нумерологической сумме букв в слове «Баб» и наибольшему возможному числу вставных дней.
Но, оказывается, буква «Ха» таит в себе ещё немало интересной символики. «Ха» - также первая буква арабского местоимения, которое обычно используется в религиозных писаниях при ссылке на Бога или «Сущность Божью». Буква «Ха» сама по себе использовалась как символ «Сущности Божьей» и стала предметом множества сочинений на арабском, посвященных разгадке ее тайн.
Бахаулла сделал вставные дни «проявлениями буквы “Ха”», то есть согласно символике – Днями Сущности Божьей. Получается, что эти дни стоят в стороне от обычного цикла недель и месяцев и системы измерения времени, используемой людьми. Они «не связаны ограничениями года и месяцев его» - подобно тому, как безгранична абсолютная по своей природе священная Сущность Бога.
Таким образом, Айам-и-Ха можно считать днями вне времени, символизирующими вечность, бесконечность, таинство и непознаваемую Сущность Бога.
Задумывались ли вы когда-нибудь о подобном положении Айам-и-Ха?
Но давайте теперь вернёмся в день сегодняшний. Стремительно развивающуюся сегодня общину бахаи вполне можно назвать обществом нового типа. Неотъемлемой частью любого общества является культура. Значит, и бахаи вполне могут иметь свою культуру. Но есть ли она сегодня – культура бахаи? И из чего она складывается?
Эта тема довольно обширна и данная статья не ставит цели развить её. Однако было бы хорошо, если бы каждый из нас задумался о понятии «культура бахаи» и о её составляющих.
Я же заговорила о понятии культура бахаи в связи с календарём бахаи и днями Айам-и-Ха. Мы уже достаточно много знаем о нашем календаре, но насколько широко мы используем его? И нужно ли прививать его использование? Ответ на этот вопрос в понимании того, чем является календарь. Столь хорошо разработанный и несущий в себе глубинный смысл прославления Бога (вспомните об именах месяцев и дней недели в календаре бади), не должен ли он стать немаловажным элементом культуры общины бахаи?
Мне кажется, что подобный подход к календарю позволил бы нам глубже понять духовный смысл Праздников Девятнадцатого Дня, поразмыслить над именами и качествами Бога и сделать наше празднование дней Айам-и-Ха так же более богатым духовно.
(По материалам статьи “Ayyám-i-Há: Days Outside of Time” By Karla Jamir.)
К.Зайцева
Луч - Новости со скоростью света! Международный вестник бахаи. # 42 26/02/06
"Айам-и-Ха: Дни вне времени" статья из вестника бахаи. (в формате MS Word)
Песня к празднику Аййам-и-Ха
Много идей и материалов к празднованию Вставных дней вы найдете в базе знаний на нашем сайте.
Дней за пять-семь до Навруза можно купить пакет пшеницы и высыпать зерна в какую-нибудь неглубокую емкость, например, тарелку. Если вы покупаете обычную пшеницу, а не специально отобранную для проращивания, насыпьте зерна в 2-3 слоя, т.к. у них не очень большая всхожесть, и не все они прорастут. А достаточное количество зерен даст вам густой пучок красивой зелени.
Следите за тем, чтобы они были влажными все время. Сильно не заливайте водой. Достаточно залить их водой один раз, чтобы они набухли и вобрали в себя влагу. Потом достаточно просто увлажнять семена.
Через несколько дней у вас будет яркое украшение праздничного стола. Если вы использовали не очень широкие тарелки, то ваши пучки зелени получатся небольшого диаметра. Их можно обвязать красной ленточкой (красное празднично смотрится на зеленом фоне).
Ростки можно использовать не только как украшение стола в Навруз. Лишние ростки можно использовать как компонент для салатов и других блюд. Если вы хотите подать пророщенную пшеницу не только как украшение, то вам лучше замочить два разных набора зерен. Сочные молодые ростки пшеницы лучше использовать для еды, когда им дня три. Их можно просто состричь ножницами и бросить, например, в салат. А чтобы получить красивые букетики, вам потребуется еще 2-3 дополнительных дня для того, чтобы ростки успели вытянуться. Соответственно, вам нужно замочить первую партию зерен пшеницы за 6-7 дней до Навруза. А вторую партию за 3-4 дня до праздника.
Процесс можно совместить с познавательным занятием для маленьких детей Притягательная сила света .
В качестве углубленного материала про символику зеленых ростков пшеницы в Навруз на сайте ЮНЕСКО можно прочитать статью «Навруз: ростки нового дня» профессора Сальваторе Д'Онофрио, координатора рабочей группы Archives du Nouvel an à Paris («Парижские архивы Нового года»).
Присылайте свои идеи праздничных украшений и фотографии! Различные варианты программы празднования Навруза находятся в нашей базе знаний.
(Советует Женя Дикс)
Длительность встречи 40-45 минут. 3 музыкальные паузы. Между ними 10-15 минутное чтение молитв.
Ведущий: следит за громкостью музыки и временем.
Праздник Девятнадцатого Дня: Сборник цитат из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди, Дома Справедливости. Пер. с англ. - СПб.: Единение, 1994. Вып. 2. – 44 с. | |
Также см.: "Открыть свою духовность" - Курс знакомства с Писаниями Бахаи |
На столе: молитвенники по количеству присутствующих, закладки (нарежьте полоски цветной бумаги и поставьте в красивый стакан); ручки и бумага (см. 3-ю музыкальную паузу); свечи, цветы, красивые ткани и т.д.
1-ая музыкальная пауза. Люди только что собрались, поприветствовали друг друга, по инерции начинается совершенно естественный для друзей разговор о делах. Ведущий потихоньку включает музыку, музыка – сигнал, что встреча началась, люди сами замолкают. (В первый раз и для новичков ведущий объясняет, что читать молитвы будем по кругу (по желанию, естественно), а сейчас во время музыки друзья могут выбрать молитвы, пользуясь закладками. Также объясняет, что будет музыкальная пауза в середине, когда можно размяться или подобрать молитвы). Так как во время музыки присутствующие совершают действия (подбирают молитвы), размышляют о чем молиться, то и музыка звучит подходящая моменту – спокойная, не требующая к себе соответствующего внимания (т.е. я, например, не могу одновременно подбирать молитвы и слушать песню или тем более молитву, поэтому не поставлю для настроя хор бахаи – эту музыку предлагаю использовать в завершении молитвенной программы во время третьей музыкальной паузы). Музыка замолкает (ведущий аккуратно убавляет громкость).
Кто-нибудь начинает читать молитву. Будет лучше, если первые две-три молитвы прочтут опытные люди (их об этом информировать не обязательно – достаточно просто посадить их так, чтоб они первыми начинали, например, ими могут быть сами хозяева дома), чтобы показать, что нужно выдержать паузы между чтением молитв (мелочь, но помогает избегать суетливости во время чтения). Через 10-15 минут ведущий потихоньку включает музыку и это:
2-ая музыкальная пауза. Можно размяться и подобрать новую порцию молитв.
После музыки снова чтение молитв по кругу и завершение молитвенной части пением (по желанию), можно поставить хор бахаи, но обычно нам самим уже хотелось к тому времени дружно что-нибудь спеть.
3-я музыкальная пауза. (Лучше поставить что-то не минорное). Под музыку уже можно совсем пробуждаться и разговаривать вслух. По желанию присутствующие могут составить план на неделю, молитвенный список и т.д. – ручка и бумага на столе (для себя лично, конечно).
Далее следуют скромное чаепитие и недолгое общение. Недолгое: чтобы цель встречи не растворилась. Чаепитие и общение: чтобы гармония дружбы не нарушилась.
Всё. Может показаться нудно и сложно, но нам было уютно и неутомительно.
Стремитесь к тому, чтобы день за днем дела ваши были подобны прекрасным молитвам. Обратите свои лица к Богу и старайтесь всегда поступать праведно и благородно.
- Абдул-Баха
Здесь будут размещаться сценарии и вспомогательные материалы для проведения молитвенных встреч. Присылайте свои наработки и идеи. Надеемся, что со временем этот раздел накопит много интересного.
Праздник Девятнадцатого Дня: Сборник цитат из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди, Дома Справедливости. Пер. с англ. - СПб.: Единение, 1994. Вып. 2. – 44 с. | |
Также см.: "Открыть свою духовность" - Курс знакомства с Писаниями Бахаи |
Пусть ваши молитвенные встречи станут «гаванью для глубочайшего размышления о духовной реальности и об основополагающих жизненных вопросах, в том числе об индивидуальной и коллективной ответственности за улучшение общества».
- Что такое молитвенная встреча? — краткое объяснение. (Удобно давать ссылку на эту статью, если хотите объяснить интересующимся, что бахаи делают на молитвенной встрече.)
- Проведение молитвенной встречи для небольшой группы людей (Советует Женя Дикс)
- Молитвенная мастерская (Делаем свечи, читаем молитвы и пьем апельсиновый сок)
- Молитесь каждый день за и вместе с детьми (из статьи Линден Коллс)
- А вы молитесь за свое Духовное Собрание? (Изучаем молитву Абдул-Баха)
- Молитвенная встреча "Подарок Бахауллы"
- Молитвенные встречи. Предлагаем идею!
- Тематическая МВ "Самородки" («Старатели»)
- Семь светочей единства (межконфессиональное единство)
- Молитвенная встреча "Птицы"
- Изучаем гостеприимство
- "Молитвенное состояние" (Беседа Али Нахджавани, 22 ноября 1996 г.)
- Пять шагов молитвы (Совет Шоги Эффенди)
- Самая известная молитва бахаи «Благословенны местность, и дом, и место…»
- "Уникальный подход к молитвенным встречам". Опыт бахаи Канады по проведению молитвенных встреч.
- "Слон и слепые"
Также читайте в нашем блоге о творческом подходе к тому, как объяснить понятие молитвы детям, и прочитать молитвы с детьми (подростками и взрослыми). А в нашей базе знаний мы разместили подборку редких молитв бахаи.
Однажды мы встретили такое обращение к верующим: «Друзья, вы можете пригласить родных и друзей на молитвенную встречу в вашем соседстве. Если вам необходима помощь, Местное Духовное Собрание с радостью поможет вам!» Прекрасные слова. Чаще обращайтесь к своим институтам за помощью. Также не забывайте заглядывать почаще на наш сайт. Наши страницы обновляются, мы стараемся предлагать вам качественные материалы для вашей деятельности.
Если вы после курса Института Рухи запланировали провести молитвенную встречу, надеемся, имеющиеся здесь материалы подскажут вам дополнительные идеи. Напишите нам о своем опыте и поделитесь своими планами и идеями по организации молитвенных встреч.
«Собирайтесь вместе в совершенном согласии и радости и произносите стихи, явленные милостивым Господом». — Бахаулла
«Духовный рост, начинающийся с личного поклонения Богу, поддерживается благодаря исполненным любви отношениям между друзьями в общинах, их совместному поклонению и служению Вере и своим ближним.» — Всемирный Дом Справедливости, 28 декабря 1999 г.
«Собирайтесь вместе и читайте и пойте на встречах ваших стихи Божественных учений, дабы ваш город озарился светом истины и силою Духа Святого страна ваша превратилась в истинный рай, ибо сей временной круг принадлежит Господу Славы и мелодия единства и сплоченности мира человеческого должна достичь слуха обитателей Востока и Запада.»
(Абдул-Баха Tablets of 'Abdu'l-Bahá Abbas, vol. 1. Bahá'i Publishing Committee, Chicago, 1930, p. 631)
Идеи для занятий по окончании молитвенной встречи:
- Украсить молитвенники (используя небольшие фотографии Абдул-Баха, наклейки, блестящие гелевые ручки), сшить для них обложки. Например, смотрите наш альбом в фейсбуке.
- Украсить отельные цитаты, сложить их в красивую корзинку и использовать на молитвенных встречах. Для создания атмосферы можно насыпать в корзинку немного лепестков роз.
- Дерево молитвы — нарисовать дерево, приклеить листочки из бумаги и написать на них имена тех, за кого мы хотим молиться.
- Творческие игры, сценки, песни, ремесла. Можно предложить проиллюстрировать цитаты, которые больше всего запомнились. Сделать открытки-приглашения для своих друзей.
Предлагайте свои идеи в этот список по адресу:
Малолетняя бахаи Настя пробуждается ото сна.
Я: — Давай, умылась, помолилась и завтракать.
Алла: — А вообще да, по правилам надо бы так!
Я: — Ага, утром и вечером.
Настя: — Ничего вы не понимаете. Я молюсь ПОСТОЯННО!
Также смотрите коллекцию анимашек "Забавное на молитвенных встречах". Молитвы бахаи для молитвенных встреч выбирайте из этого молитвенника, размещенного в нашей библиографии.
Национальное Духовное Собрание бахаи России просит «… делиться своим опытом в проведении молитвенных встреч в это непростое время, вдохновляющими историями, которые помогут другим “направить все свои силы на созидание добра, такого добра, которое имеет такую положительную силу, что перед ним исчезнет и испарится множество зол, в сущности негативных”». (Во второй части Собрание цитирует слова Шоги Эффенди)
Вы, конечно, можете отправлять свои письма в секретариат Национального Собрания, и это правильно. Но почему бы вам не присылать копии нам для публикации?
Всемирный День Религии отмечается в третье воскресенье января
Если погаснет светильник религии, настанут хаос и смятение, перестанет сиять свет честности, справедливости, покоя и мира.
Бахаулла
Этот день впервые начал отмечался в 1950 с целью провозгласить единую сущность всех мировых религий и продемонстрировать, что религия – это мотивирующая сила для объединения мира.
В писаниях бахаи говорится: «Религия является величайшим из всех средств установления порядка в мире и мирного удовлетворения всех его обитателей».
Этот день отмечается межконфессиональными дискуссиями, конференциями и другими событиями, которые укрепляют взаимопонимание между последователями всех религий. О деятельности бахаи по развитию диалога между религиями читайте "Единство Религии: Вера Бахаи и межрелигиозное движение".
Бахаулла, основатель Веры Бахаи, учил, что всякая истинная религия происходит из одного источника и дается людям через последовательно приходящих Посланников Бога, среди которых: Авраам, Моисей, Христос, Кришна, Будда, Зороастр, Мухаммад и Баб.
Всемирный День Религии – прекрасная возможность организовать тематическую молитвенную встречу про единство религий.
Это также хороший повод изучить послание Всемирного Дома Справедливости "Религиозным лидерам мира".
Вам в этот день может пригодиться:
- Подборка из писаний ко Дню религии >>
- "Семь светочей" (Красиво смотрится чтение этих слов Абдул-Баха при зажжённых свечах)
- Статьи "В Республике Конго выпускают марку к Всемирному дню религии" и "Всемирный день религии отметили общины бахаи по всему миру
Религия должна объединять сердца, устранять войны и раздоры с лица земли, быть источником духовности, дарить свет и жизнь каждой душе.
Абдул-Баха
по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою
Ин. 13, 34-35